Из истории кинодокументалистики Хабаровского края
В 2023 году исполнилось 78 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Несмотря на историческую дистанцию, память о самом масштабном конфликте XX столетия остается самой большой ценностью российского народа. Ход и итоги Великой Отечественной войны, горечь поражений, радость побед и триумф разгрома нацистской Германии на протяжении десятилетий остаются с нами. Интерес растет ко всему, что помогает нам глубже понять характер советского человека, который испытал величайшее физическое и нравственное напряжение в смертельной схватке с фашизмом.
Причины этого интереса не только восхищение героическими поступками, не только верностью памяти, но и непреодолимая потребность сравнивать себя, свои дела и мысли с проявлениями советского характера, о главной черте которого хорошо сказал Александр Яшин в своих фронтовых дневниках: «Мы все здесь стараемся, как можем, честно выполнять долг свой перед родной землей».
И память наша сформировалась не только по рассказам ветеранов и родственников, но и по различным документам того и нашего времени. Например, публикации в газетах, кинематограф. Самыми трогательными, конечно же, являются фронтовые письма. Это самые дорогие реликвии, хранящиеся почти в каждом доме.
Фронтовики выкраивали свободные минуты, нередко и под огнем врага спешили поведать о своих мыслях и чувствах, мечтах и желаниях. Сказать то, о чем раньше не могли. Ведь посмотрев в глаза смерти, больше не страшно говорить то, что у тебя на душе. Авторы писем не рассчитывали, конечно, на их публикацию в отличие от кинематографа.
Каждый документальный фильм военных лет полно и объективно по сравнению с иными свидетельствами эпохи формирует образ войны в исторической памяти поколений. Разнообразная в жанровом и стилистическом отношении кинодокументалистика периода Великой Отечественной войны создала детальное описание масштабного события и тяжелейших испытаний, выпавших на долю советского народа.
Но многие ли в 2023 году решат целенаправленно смотреть документальные фильмы военных лет? Вряд ли. Мы смотрим ремейки старых фильмов или их продолжения, снятые уже в наше время. Но когда ты смотришь документальные фильмы 1941-1945 годов и анализируешь, почему снимали по-другому, почему показывали определенные фрагменты и как эти кадры влияли на советского человека или влияют уже на тебя самого. Но, не смотря на факт того, что мы предпочитаем более новые фильмы, фронтовые операторы отдавали свои жизни за столь ценные кадры в военные годы.
Похвастаться патриотическим настроем может, наверное, каждый отдельный уголок нашей страны, и Хабаровский край, конечно же. В период Великой Отечественной войны были открыты кинотеатры в г. Вяземском (на 213 мест), в сёлах Переяславка (на 178 мест) и Троицкое (на 150 мест).
Сотрудники киносети в тот период не просто были работниками. Они были активистами. Они, как и многие другие, старались помочь любимым на войне. Об их настрое свидетельствовал сбор денежных средств на строительство боевого самолета «Киноработник Хабаровского края» в 1944 году.
В газете «Тихоокеанская звезда» от 23 июня 1944 года была помещена телеграмма И. Сталина: «Прошу передать киноработникам Хабаровского края, собравшим 35 618 рублей на строительство самолёта «Киноработник Хабаровского края», мой братский привет и благодарность Красной Армии». Понятно, что в войне участвовали не только солдаты, но и гражданские. Делая большие или маленькие вклады в победу.
Наш Хабаровск стал дальневосточной столицей документального кино благодаря «Дальневосточной студии кинохроники». Студия запечатлела многие события из жизни Дальнего Востока. Располагавшись сначала во Владивостоке и позже переехав в Хабаровск, сменив название, получив орден «Знак Почёта», она стала известна не только на Дальнем Востоке, но и почти во всем Советском Союзе. Многие фильмы «Дальневосточной студии кинохроники» были участниками и призёрами всесоюзных и международных кинофорумов.
Когда началась Великая Отечественная война операторы и режиссеры «Дальневосточной студии кинохроники» надели военную форму. Сюжеты о мирной жизни сменились военной тематикой: воинские части, учеба молодых бойцов, армейская и флотская самодеятельность, подарки фронту, труд коренных народов Приамурья, которые ловили рыбу, заготавливали пушнину, шили теплую одежду для фронтовиков. В эти же годы создавались кинолетописи завода «Амурсталь» и железнодорожной ветки Пивань – Совгавань, снимались уникальные теперь кадры о ходе операции на территории Китая и Кореи против Квантунской армии.
В 1944 (интернет-музей ЦСДФ называет 1945-й) году документалисты «Дальневосточной студии кинохроники» сняли великолепный фильм – «Путь к Океану». Фильм был снят по заказу Московской киностудии научно-популярных фильмов и рассказывал о подвиге советского народа при строительстве железной дороги Комсомольск — Совгавань и порта Ванино в рекордные сроки во время Великой Отечественной войны.
История подтверждает, что линия Комсомольск-на-Амуре – Совгавань сыграла важную роль в боевых действиях против Японии в 1945 году, значительно ускорив переброску частей Советской армии на Дальневосточный фронт, а в дальнейшем послужив развитию Ванинского и Советско-Гаванского районов Хабаровского края, международного порта Ванино и Совгаванской военно-морской базы.
Особой страницей Великой Отечественной войны стало освобождение Курил, и единственным оператором, который запечатлел это, был Иван Иванович Чешев. К слову, тогдашняя директор студии, разозлившись, что Чешев уехал с десантом без ее ведома, чуть было не уволила его со студии «за дезертирство на фронт» и даже издала соответствующий приказ. Но потом Чешева записали в герои, и гнев ее утих.
На студии было немало тех, кто забирался в самые непроходимые дебри и привозил оттуда сюжеты. Такие, от которых и сегодня дух захватывает. Здесь работали кинооператоры-профессионалы Валентин Григорьевич Мирный, Александр Васильевич Личко, Александр Васильевич Борзунин, Юрий Ананьевич Михлик, Геннадий Никифорович Лысяков. Странно, что многие уже забыли их имена. Хотя эти люди оставили яркий след в создании документального кино и заложили базу для молодых кинооператоров. На слуху все больше имена документалистов запада России — Романа Кармена, Фёдора Киселёва, Владислава Микоша.
Трансфокартусов (Фёдор Алексеевич Фартусов). Прозвище, оставшееся известным только в узких кругах. Но он стал легендой для «Дальневосточной студии кинохроники». Приехав на Дальний Восток за новыми ощущениями, остался и проработал здесь до конца своих дней. Фартусов являлся уполномоченным правления Союза кинематографистов по Дальнему Востоку. Он внес достойный вклад в развитие отечественного кинодокументального искусства. В течение 38 лет творческой деятельности Фёдора Алексеевича многие его фильмы демонстрировались на различных фестивалях в СССР, Бухаресте (Румыния) и Оберхаузене (Западная Германия).
Многие из его фильмов стали уникальными. Трогали душу и сердце. Например, за создание документальных фильмов «Рыбачка», «Здесь Отчизна моя», «Океан – судьба моя» ему присуждена Государственная премия имени братьев Васильевых в области киноискусства. За свой многолетний труд он многократно отмечался почётными званиями, грамотами Госкино СССР и РСФСР, орденами и медалями. В его же личном фонде, хранящемся в Государственном архиве Хабаровского края, кроме фильмов и документов, много интересных фотографий деятелей культуры XIX–XX веков. И правда, он стал легендой не только для студии, но и для кинолюбителей и историков.
«Дальневосточная студия кинохроники» работает и сейчас. Сменив уже множество руководителей, изменив название, и став «Дальневосточной киностудией», продолжает снимать документальное кино, проводить кинофестивали и делится своими материалами с критиками и музеями. Студия, проделав, огромный путь все еще осталась легендарной, как и ее работники.
Фильмы, созданные в годы войны, определяли курс многих молодых патриотов. Они стремились повторить подвиги своих героев. А в послевоенные годы фронтовая кинохроника и полнометражные фильмы воспитали не одно поколение граждан нашей страны. Тех, для кого любовь к Родине и ее защита оказались возведенными в ранг жизненных идеалов. В наши же дни существует уйма фильмов о войне, но какая бы не была их графика, спецэффекты, они не сравнятся с теми, что были сняты в реальных и жестоких условиях. Кристина Смычкова