«Быть тебе в раю, где горшки обжигают!»

Керамист Шахназар Шахназаров, член Союза художников России, провел мастер-класс для любознательных жителей в Хабаровском музее Мастер-класс по керамике от Шахназара Шахназарова прошел в музее города Хабаровска в форме беседы. Художник предстал в виде интерактивного «экспоната», который отвечал на все вопросы юных посетителей-историков. Гончар в мифопоэтическом сознании народа занимает особое место. Он представлялся тем, кто владеет

Керамист Шахназар Шахназаров, член Союза художников России, провел мастер-класс для любознательных жителей в Хабаровском музее

Мастер-класс по керамике от Шахназара Шахназарова  прошел в музее города Хабаровска в форме беседы. Художник предстал в виде интерактивного «экспоната», который отвечал на все вопросы юных посетителей-историков.

Гончар в мифопоэтическом сознании народа занимает особое место. Он представлялся тем, кто владеет божественной силой. Лепил горшки, и это было похоже на то, как Бог создал из земли человека.

Гончарное ремесло основано на использовании мощнейшей стихии огня и на умении управлять ею. Потому в народных представлениях гончару приписывались владение необычным знанием и магической силой. Некоторые факты традиционной культуры указывают на бытование в народной среде представления о гончарах как о тех, кто имел власть над адским пламенем. Раньше гончарную печь называли пеклом ада или чистилищем. Существует даже русская пословица-шутка: «Быть тебе в раю, где горшки обжигают!».

Так и Шахназар Шахназаров показал и рассказал свои секреты владением гончарным ремеслом. И из бесформенной глины сотворил один из предметов домашней утвари. Художник показывал основы лепки из глины, попутно завлекая юных мастеров в разговор. Было интересно слушать, как они задавали вопросы об этом виде творчества. Шахназар высказывал свое мнение на ту или иную теорию, а дети — свое.

«Если человек был создан из глины, то как он плавал?» — спросил один из посетителей.  

С улыбкой на лице Шахназар Шахназаров ответил: «Ну а как моют керамическую посуду? В процессе изготовления изделие же сначала обжигается, а только потом выходит в мир. Так и по теории: человек сначала был создан, потом прошел через химические, физические и духовные реакции. После этих действий вода уже не была страшна такому человеку».

Во время этого разговора художник разминал глину в своих руках. После он уложил ее нагончарный круг и сказал: «Метаморфоза этого ремесла в том, что из кусочка глины мы создаем прекрасное изделие. До этого я просто разминал глину, а сейчас начнется завораживающее и успокаивающее зрелище». После этого он коротко пояснил, зачем глина разминается. И продолжил работу на гончарном круге.

«Какие вы знаете предметы из глины? Есть ли какие-то из них у вас дома?» — продолжил Шахназар Шахназаров.     

Один из юных посетителей начал рассказывать о разной утвари, которая используется у него дома. Например, он сказал, что глиняный горшочек используется как подставка для карандашей. И привел пример использования такого горшочка в древности.

Любознательные посетители задавали самые разные вопросы. От «Регулируется ли скорость гончарного круга? » до «Разлетается ли глина при высокой скорости? «. Никто не смеялся над вопросами, даже если они были простоватыми.

После того, как глина была размята так, что уже подходила для лепки, Шахназар спросил у гостей: «Что сегодня будем лепить?» И все единогласно согласились на кувшин с узким горлышком. После он принялся формировать сосуд, объяснив, что самая простая форма для глиняных изделий — цилиндрическая. 

 — Техники, которые используют современные мастера гончарного дела, остались прежними. Мастера древности работали по таким же схемам.

Только гончарный круг не был механическим. Сейчас, конечно, как тогда, есть и ручная лепка. Она тоже по-своему интересна, — поделился Шахназар Шахназаров и спросил: — А какие приметы, связанные с посудой, вы знаете?

 — Бить посуду на свадьбе! — выкрикнул кто-то из посетителей.

Но когда художник спросил почему, никто не ответил. Действительно, почему же? Все хорошо знают эту примету, но ответить, зачем бить посуду, никто так и не смог ответить. 

 — На самом деле, — отвечал на молчание Шахназар, — это делается, потому что от звука бьющейся посуды сбегает любая нечисть. Все поверья не на пустом месте родились. Это все наблюдения, — поделился он, — есть ученый, который провел специальное исследование на эту тему путем наблюдения. Значит, — продолжал Шахназаров, — через стенку исследователь слушал, как ругается пара. А после того, как начиналось битье посуды, следовала тишина. Так все это принимается и на практике. Если дома вы чувствуете негативную энергию – ее надо напугать. Поэтому можно начать бить посуду.

 — То есть можно говорить, что я не истеричка. Я за семейный быт! — пошутила сотрудница, присутствующая на мероприятии. И все засмеялись. Шуткой ее поддержал мальчик:

— Сначала ты бьешь посуду, а потом родители бьют тебя.

Его шутку также поддержали смехом.

За смехом и интересными разговорами Шахназар Шахназаров закончил работу над сосудом. Дети следили за работой мастера с открытыми ртами и задавали вопросы, даже когда работа была уже закончена. А родители юных посетителей, пользуясь случаем, спрашивали, как можно записать своих детей к Шахназару на уроки.    

После того, как мастер-класс закончился, научный сотрудник отдела исторических исследований и выставочной работы Александр Соболев провел тематическую экскурсию по выставке «Живая глина» для юных посетителей. А другая сотрудница поделилась со мной, что сложно было не отвечать на некоторые вопросы и не рассказать все, что знаешь о предметах и культуре того времени. 

К слову, не так давно была обновлена коллекция артефактов эпохи каменного и раннего железного веков с памятника археологии федерального значения «Санаторий Амурский. Поселение». 

Были найдены новые осколки керамических изделий. Некоторые из них дополнены современным материалом, чтобы показать их прежнюю форму. Созданы они примерно 2000 лет назад. Эти изделия были обожжены не в печи, а на костре. Что видно по их неравномерному цвету.

Из найденных сосудов больше всего интересен тот, что похож на чашку, но со своеобразными отверстиями. Они ввели в недоумение: из такой чашки не попьешь, масло не нальешь. Но сотрудники больше склоняются к версии, что чашка использовалась как курильница.

Пара из реконструированных сосудов имела большие формы из всех, что были найдены до этого. Один из них похож на ритуальный сосуд с узким горлышком. А другой — больше на емкость для брожения винограда. Сосуды подобной формы еще никогда не находили. Изначально сотрудники музея думали, что верхушка была просто срезана. Но позже стало понятно, что сосуд сам по себе имеет такую форму.

Все представленные сосуды были созданы путем ручной лепки. Это понятно по тонким стенкам изделия. Представьте, как сложно было лепить большие изделия. Ведь пока вы лепите, допустим, верх – низ уже засохнет. Поэтому, скорее всего, их лепили в несколько рук. Вследствие этого сосуды имеют не очень ровную форму  в отличие от горшков, созданных на гончарном круге. 

Многие осколки изделий сохранились очень хорошо. Сейчас это помогает нам увидеть, как они выглядели прежде. Неидеальные. Неровные. Но они до сих пор помогают нам узнать что-то о нашей истории.

Кристина Смычкова   

Фото автора

Врезка

Музей истории города Хабаровска предлагает посетить мастер-класс по керамике от художника-керамиста Шахназара Шахназарова, а также тематическую экскурсию по выставке «Живая глина» (12 +).

На занятии вы узнаете о древних и современных традициях производства керамики и познакомитесь со старинной русской керамикой прошлых столетий.

Мастер-класс пройдет: 21 июля 2022 г. с 11.00 до 12.30 ч.

по адресу: ул. Ленина, 85. Справки по тел.: 46-09-58

Новости Хабаровского края