В Хабаровске не хотят ремонтировать малонаселенные улицы

Описанная в одной из наших публикации ситуация на одной из малых улиц Краснофлотского района (см. «Ахтунги и алярмы улицы Бобруйской», «Молодой дальневосточник XXI век», №31, 4-11 августа 2021 г.) вызвала оживленную реакцию. Пригласили пройтись по не менее примечательным улочкам базы КАФ. Каюсь, все обойти не смог. Для первого раза выбрал отрезок от остановки «Поселок Победа»

Описанная в одной из наших публикации ситуация на одной из малых улиц Краснофлотского района (см. «Ахтунги и алярмы улицы Бобруйской», «Молодой дальневосточник XXI век», №31, 4-11 августа 2021 г.) вызвала оживленную реакцию. Пригласили пройтись по не менее примечательным улочкам базы КАФ.

Каюсь, все обойти не смог. Для первого раза выбрал отрезок от остановки «Поселок Победа» и до районной администрации, что напротив конечной остановки трамвая маршрута №5. Причем выбрал те направления, что спускаются к Амуру.

Многие малые улочки и переулки не имеют сквозного прохода, и, чтобы переместиться на соседнюю, приходится возвращаться тем же самым путем, удваивая расстояние. Я понимаю, что можно напрямик, срезая углы, но территория изрезана оврагами. Спуститься по склону, преодолеть обводненную или слегка заболоченную низину, сплошь и рядом заваленную всякой помоечной дрянью, потом вскарабкаться по склону? Нет, я не настолько экстремален и крут. Но порой просто пройти по вроде бы благоустроенной улочке в Краснофлотском районе – еще то удовольствие.

Основные улицы, что идут вглубь района, отличаются красотой — Майская, Победы, Немировича-Данченко, Кирова и далее в сторону Полярной. Работая на заводе Кирова в конце 80-х – начале 90-х обращал внимание на качество дорожного полотна: чем ближе к предприятию, тем лучше оно становилось.

В Краснофлотском районе верны традициям: спустя сорок лет ничего не изменилось. Идешь по свежему, ровному асфальту хорошо освещенной улицы Победы и радуешься. Сворачиваешь в переулок Победы — и как ножом обрезало. Света нет, асфальта нет, ямы, колдобины, далее по списку. И это все на пути к одному из источников знаний в районе, к 58-й школе.

Мы пойдем иным путем

Начнем же наш скорбный путь с малого. Как и улица Бобруйская, переулок Пионерский тоже вроде имеет сквозной проезд. Но не советую им пользоваться, там такой склон (если съезжать к Амуру), только армейская техника без проблем пройдет. Зато старый асфальт еще вполне годен, хотя и с массой ямок. Имеются фонари наружного освещения. И – о, благо цивилизации! – водоразборная колонка в конце улицы. Среди обойденной в тот день малой территории на периферии Краснофлотского района переулок выглядит наиболее достойно.

Улица Акмолинская

Подобного не скажешь про улицу Балхашскую, где для выравнивания дороги местные использовали куски старого асфальта, снятого с других, более парадных улиц. Чтобы хоть как-то предотвратить смыв верхнего слоя дорожного полотна во время дождей, окрестные мужички поперек улочки уложили бетонные столбы и выложили кирпичами площадки перед ними.

Наружное освещение? Какое там! Что соседи через забор вывесили, то и освещает путь-дорогу.

При малой ширине этой улочки, если по краям добавить кюветы, то никакой автомобиль не проедет. «Вот так и спасаемся, сами подсыпая и подравнивая. Зимой сами чистим, к нам никакая техника не заходит. В зиму 2013 года, когда снега навалило, что заборы не были видны, замучились лопатами махать. Хорошо, что сосед потом свою малую строительную технику дал, стало проще», — поведал о житье-бытье на периферии собеседник.

Котики с улицы Ударной

На соседней улице – Акмолинской — проблему смыва дорожного покрытия во время дождей решили кардинально. Просто взяли и накидали куски битумно-толевого покрытия с плоских крыш старых зданий. И природу не загадили, и отходам дали вторую жизнь. Жаль, что побросали без выдумки, кое-как. А вот если бы выложили геометрическим рисунком или еще как заморочились, была бы в нашем городе еще одна достопримечательность – услада глаз для внутреннего туриста. И еще плюс к радости проживания на этой улице – есть своя водораздаточная колонка.

Но более всего меня поразили котики с улицы Ударной, которые в полный рост уютно расположились в промоинах. Нет, это котики маленькие, это промоины такие большие. Вот просто не хочется каламбурить про название улицы и состояние подвески авто, сумевшего здесь проехать.

В лучшем состоянии оказалась улица Хорышева, что расположена за зданием районной администрации. «Совпадение? Не думаю». По словам аборигена, в конце июля здесь прошел грейдер и сровнял полотно. «Получается, что отсыпают, а потом выравнивают?» — я заметил свежую щебенку. Собеседник меня успокоил: «Не, это соседи остаток от ремонта высыпали на общую дорогу и потом разровняли».

Улица Ударная

Совместными усилиями

Прогуливаясь по улочкам и беседуя с местными, частенько слышал о подобном решении проблем: «окрестные мужички собрались и сделали», «сосед одолжил свой мини-трактор/малый экскаватор», «тут ребята старый асфальт привезли, мы его и раскидали», «да мне и не жалко свою лампочку через забор вывесить» и иные варианты взаимопомощи.

Вот только чем занимается районная администрация? Как часто ее специалисты появляются здесь? А депутаты, выбранные народом, не желают ли помочь? Да, население этих малых улочек — не основная масса, что проживает в Краснофлотском районе. Но уж если мы считаем, что город Хабаровск является одним из лучших по благоустройству и комфорту не только в ДФО, но, пожалуй, и в Российской Федерации, давайте действительно делать его таким.

Что могу сказать после своих похождений по базе КАФ:  улица Бобруйская — квинтэссенция проблем малых улиц Краснофлотского района. Тут никакие общественные объедения, те же ТОС, не прокатывают. Большая протяженность, солидные объемы капиталовложений, малое количество проживающих людей, их очень разный социальный статус — навскидку краткое перечисление проблем.

— Сейчас от дворовых территорий пора переходить к следующему этапу — к междворовым или внутриквартальным территориям. Дойти до общественной остановки, до поликлиники или школы тоже хочется по благоустроенной дорожке, — сказал во время одного из своих визитов в Хабаровск заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Максим Егоров.

Подъем к переулку Пионерскому

Но одно дело — обустройство ливневой канализации и ремонт тротуаров у трехподъездного дома, и другое дело — положить асфальт на протяжении полукилометра на склоне оврага. В первом случае можно уложиться в полмиллиона рублей, во втором потребуется как минимум в 10 раз больше.  Да что я объясняю? Местные жители вам, управленцы и отцы города, лучше меня расскажут. Вы только захотите их услышать.

Андрей Дунаевский

Фото автора

По итогам краевого конкурса в рамках реализации проектов территориального общественного самоуправления до председателей ТОС Индустриального района доведены следующие денежные средства: ТОС «Ворошилова, 5А» получила из краевого бюджета 750 000 рублей на асфальтирование придомового проезда и тротуаров; ТОС «Уютный дворик» (ул. Краснореченская, 197) — 638 400 рублей на асфальтирование придомового проезда и тротуаров; ТОС «Сысоева, 8» — 595 000 рублей на обустройство системы видеонаблюдения, велосипедной парковки и ремонт тротуаров; ТОС «Сысоева» (ул. Сысоева, 12) — 750 000 рублей на модернизацию хоккейной коробки; ТОС «Вера» (ул. Краснореченская, 13а) — 525 000 рублей на обустройство ливневой канализации и ремонт тротуаров.

В Краснофлотском районе один выигравший: ТОС «Адмирал» (ул. Руднева, 76) будет благоустраивать дворовую территорию.

В 2020 году, на этапе принятия краевого бюджета на 2021 год, Михаил Дегтярев предложил увеличить финансирование проектов ТОС с 75 до 100 миллионов рублей. В 2022 году краевое финансирование проектов ТОС решено увеличить еще на 100 миллионов рублей.

Новости Хабаровского края