Преклоняюсь перед людьми, которые хорошо думают и отлично делают
Нет, я не умею создать красиво. Нет, я не смогу сделать чудесно. Хотя умею работать руками. Поэтому в первую очередь в изделии вижу умение и мастерство, вижу технологию. Когда профессионализм идет рядом с чувством прекрасного, когда математика числа попадает в ритм музыки.
И пусть я не понимаю глубину идейного замысла, но я всегда восхищаюсь Мастерством — с большой буквы, пронесенным через века. Такие мысли рождаются в моей голове после посещения выставки бурятских кукол семьи Намдаковых. Все увиденное на выставке «Ульгер» в ДВХМ – сплав красоты и технологии. Я не сумею сделать сундук в виде быка или лошади. Я не смогу создать прекрасную куклу. Но я всегда буду хвалить умение.
Смотрю на фигуру «пушистой» дамы с гладкой собачкой и хочу верить, что мастер при изготовлении этой куклы улыбался. Для подтверждения своей мысли заглядываю с тыльной стороны и получаю подтверждение. Из, скажем так, копчика дамы кокетливо топорщится хвостик. Или это фалды сюртука?
Смотрю на сундучок в виде быка и поражаюсь мастерству. Даже физиологические подробности этого животного мастер воспроизвел достойно. Вырезать из цельного куска кедра две половины сундука — это надо суметь! Мастерицы поправляют, что основа сундучка набрана из отдельных кусочков, потом все тщательно заполировано и покрыто шпаклевкой. Да так, что, простите музейщики мою дерзость, подушечками пальцев не удалось прощупать стыки.
И только потом настало время всмотреться в красивую отделку кожей, латунью и медью. Понимаю, что эта кукла-сундук «буха-ханза» вроде не всерьез, этакий символ. Но приоткрыв крышку и заглянув внутрь, вижу вполне утилитарную фикцию – в нем можно хранить вещи, как и в иных куклах-сундучках, что представлены на выставке.
Всматриваюсь в кукол-воинов и понимаю, что это уже не игрушка. Кукольный лук в настоящей боевой обвязке – это очень круто. Рукоять обмотана кожаным шнурком, чтобы удобней держать. И в колчане пяток стрел и запасная тетива. Все как положено реальному воину. И это повторяется в «Амазонке». И это кукла?! Да нет, это уже вполне учебное пособие с легким флером романтики.
И у фигурки девочки-наездницы такая мелкая деталь, как детское копье. И рядом воин – в полном боевом облачении. Так у него копье не просто посажено на древко, оно еще и крепко примотано. И что-то мне подсказывает: мастер предварительно узенькую полоску кожи намочил, чтобы плотней увязать.
Всматриваюсь в образ «Хранительницы тайги» и вижу дикую природу – мех и шкуры животных, бусы и серьги из ягод, перья птиц в головном уборе. А рядом знатные дамы: у мечтательницы – бисер и кружева, у танцующей девушки – шелк и золотые нити, у девушки-лебеди – ручная вышивка, шитье бисером, декор перьями.
Очень внимательно вглядываюсь в эти куклы. И передо мной иное видение привычного мира. Спасибо вам, умельцы из Бурятии, вернули в мир реальных мастеров. В нем — каждый волосок отдельно, в нем бусинки четок у молящегося — каждая своя и неповторимая. Вглядываюсь в наряды «дам» и вижу качество стежка. Старая швейная машинка «Подольск 2М» середины XX века (часть кукольных одежд изготовлена на этом агрегате) рождает современную — XXI века — красоту. Но большая часть шитья – ручная работа. Боже ты мой, как это все трудоемко, как это все затратно! Даже не пытаюсь представить стоимость всего. Масса ручного труда – начиная от механической обработки древесины и чеканкой по меди и латуни и заканчивая ручной вышивкой. Масса мелких деталей дополняет каждое изделие. Тонкое умение, реальное мастерство, твердая рука и глазомер.
Это как камни Баальбека — когда инженеры XX века с математической точностью доказали умение ремесленников далекой эпохи. Мастерство против мистики, ремесло против чуда. Нет ничего невозможного — разум может все. Спасибо мастерам, что сохраняют принципы работы прошлых веков в постиндустриале XXI. Через века мастер протягивает руку коллегам из средневековья. Что бы ни случилось, мы сумеем создать прекрасный мир, сочетая красоту с точной механикой, мир чувств с технологическим циклом, прекрасное искусство с анатомией. Мы знаем, мы умеем, мы можем – мы люди!
Андрей Дунаевский
Фото автора
Выставочный проект «Ульгер» возник в 2015 году. В монгольско-бурятской культуре понятием «ульгер» обозначают древние эпические сказания об истории коренных народов и их героях.
Создатели проекта «Ульгер»:
эскизы — Даши Намдаков;
обработка дерева — отец Бальжин Намдаков;
обработка кожи, тканей, волоса — мать семейства Буда-Ханда;
художественный металл — Будажап и Дашицырен;
художественное воплощение в материале — Доржима;
мастера — Санжима, Сэсэгма, Сырма.
Дальневосточный художественный музей, ул. Шевченко, 7, работает ежедневно с 10:00 до 18:00 часов, выходной – понедельник. Тел.: (4212) 31- 48-71, 32-72-58; факс: (4212) 32-93-38, e-mail: museum@mail.ru.
Выставка «Ульгер. Куклы семьи Намдаковых» будет экспонироваться в Дальневосточном художественном музее до 8 ноября 2021 года. Организаторы выставки: министерство культуры Хабаровского края, Дальневосточный художественный музей, АРТ-фонд Даши Намдакова (Москва). Автор концепции: Комарова Н. П. — кандидат искусствоведения.
Избранные выставки проекта: Международный Салон кукол, Москва, 2005-2017 гг.; Московская международная выставка «Искусство куклы», Москва, 2016-2017 гг.; международная выставка кукол «Время Кукол», Санкт — Петербург, 2018 г.; «Вселенная кочевника», Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2006-2007 гг.; «Ульгер», Китайский Музей мирового искусства, Пекин, 2017 г.; «Байкал. Преображение», Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ, 2017-2018 гг.; выставочный проект «Ульгер», Приморская государственная картинная галерея, Владивосток, 2019 г.; выставка в Российской Академии художеств, Москва, 2021 г.; «Ульгер. Авторские куклы семьи Намдаковых», ДВХМ, Хабаровск, 2021 г.