11 августа 2023, 11:03

Евгений Миронов: Хабаровск — театральная столица России!

Театральной столицей России назвал Хабаровск художественный руководитель московского Театра Наций народный артист РФ Евгений Миронов

В краевом центре проходит Второй фестиваль театров Дальнего Востока.  Сегодня Хабаровский край – средоточие всего самого передового и талантливого, что есть на дальневосточной сцене. Комсомольский театр КнАМ известен и популярен в Европе, частый гость на самых престижных европейских фестивалях. Если уж и знают там Хабаровский край, так не по продукции заводов и фабрик, а именно благодаря этому коллективу, первому частному театру в России. Если говорить о документальном театре, то КнАМ лет на 20 опередил российские театральные тренды.

Хабаровский ТЮЗ – несомненный бренд, золотомасочный коллектив.  Спектакли этого театра собирают аншлаги в Москве, они всегда уникальны, всегда удивительны и современны. Порой кажется, что творческое пространство у тюзовцев безгранично – дай им весь город во владение, и Хабаровск станет одним большим театром. Их фестиваль актуальных текстов «Наша тема» давно стал событием, давно стал культовым.  Театр юного зрителя сегодня кузница и новых тем, и новых направлений, и новых режиссерских решений, и блестящих актерских работ.

Хабаровск – это первый в СССР театр оперетты – ныне золотомасочный Хабаровский музыкальный театр; первый на Дальнем Востоке театр пантомимы «Триада» под руководством театральной легенды — режиссера Вадима Гоголькова; это Хабаровский театр кукол, чей спектакль «Станция Тевли» стала событием для российских и зарубежных театров; это Хабаровский театр драмы, чьи спектакли не раз входили в список ста лучших постановок России.

Такого культурного богатства  больше нигде на Дальнем Востоке нет. Хабаровск по праву театральная столица если не России, то точно Дальневосточного федерального округа.

О фестивале

В фестивальной афише заявлены постановки театральных коллективов из семи регионов ДФО.  

Стоит отметить, что театральный фестиваль проходит в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, инициированной художественным руководителем московского Театра Наций, народным артистом РФ, членом совета по культуре при президенте Российской Федерации Евгением Мироновым.

– В эти дни Хабаровск стал театральной столицей нашей Родины. Фестиваль театров Дальнего Востока – это смотр того, что происходит в отдаленном, но большом, перспективном и потрясающем регионе. Культура – не менее важная часть развития общества, чем экономика. И не зря последние годы представители власти активно указывают, что наша отрасль является приоритетным направлением в жизни людей, — обратился к участникам фестиваля художественный руководитель московского Театра Наций народный артист РФ Евгений Миронов, куратор программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. — Сегодня фестиваль – это добрая воля и президента Владимира Путина, который поддержал эту идею, и организаторов, и участников. Мне кажется, что Хабаровск заслужил право театральной столицы Дальнего Востока и своими традициями, и культурой. Это прекрасный город! У меня сердце с вами! Во многом.

Театральная программа была рассчитана на два года – 2019 и 2020-й. В прошлом году из-за пандемии фестиваль был отменен и перенесен на этот год.

В программу входит не только проведение фестивалей, но и грантовая поддержка молодежи на постановки спектаклей, гастроли лучших российских спектаклей в рамках национальной премии «Золотая маска», большая образовательная программа, включающая мастер-классы, лекции, семинары, творческие встречи с мастерами сцены.

— По прошествии двух лет я обратился к Владимиру Путину, он горячо поддержал и оценил наши действия и дал указание продлить эту программу еще на три года с увеличением бюджета. Развитие культуры – не менее важно, чем развитие экономики. В последние годы власть очень активно указывает, что именно здесь сейчас приоритеты.

В программе фестиваля представлены спектакли в различных жанрах. Среди них: инклюзивный спектакль, спектакль-реконструкция, драматический фокстрот, документальная сказка, современная трагикомедия и другие.  Профессиональную оценку работе коллективов дадут ведущие театральные критики страны.

— Этот фестиваль отличается тем, что мы начинаем образовательную программу, которую будем совершенствовать с каждым годом. Это важный этап в развитии профессиональной деятельности специалистов, работающих в региональных театрах, который поспособствует их профессиональному росту, — отметил председатель Художественного совета фестиваля театров Дальнего Востока, художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков.

Стоит отметить, что фестиваль закончится 26 сентября постановкой «Сережа» по роману Льва Толстого «Анна Каренина» МХТ имени  А.П. Чехова.

Напомним, первый фестиваль театров Дальнего Востока состоялся в 2019 году.  

ТикТок

Мгновения перед началом спектакля всегда особые. Еще чуть-чуть и начнется магия. За нее был ответственен Уссурийский театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской, который  начал программу Второго фестиваля театров Дальнего Востока спектаклем «Опасные связи». Это постановка московского режиссера — заслуженного артиста России Александра Огарёва.

Он лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент», вел курс в ГИТИСе, призер множества международных фестивалей, собирает полные залы в московской «Школе драматического искусства», где работает режиссером-постановщиком.

Эта пьеса драматурга К. Хэмптона  о том, что во Франции 300 лет назад так же были и секс, и обман, и интриги, и даже смертельная любовь. Возрастной ценз спектакля обозначен как 18+.

 Что касается сценографии, то она была богата и даже, наверное, отличалась вкусом. Когда появились артисты, сразу стало понятно, что они не французы, даже несмотря на шиньон одной из главных героинь – блондинки, скрученный на голове, как у актрисы Светличной в фильме «Бриллиантовая рука». Помните:

Помоги мне, помоги мне,

В желтоглазую ночь позови.

 Видишь, гибнет, ах, сердце гибнет

В огнедышащей лаве любви.

Нам попугай грозил загадочно пальмовой веточкой…

Попугая не было. А зря. Хоть кто-то на сцене был бы органичным.

Чудо произошло буквально на первых репликах. Пара фраз, и сразу мозг стал отказываться воспринимать это действо. Паузы были огромными и мертвыми. Ощущение складывалось, что постоянно начинается новая история. Было совершенно непонятно кто, кого, куда и зачем. Это намек на то, что 18+.

Артисты, видимо, старательно пытались держать мизансцены, которые придумал режиссер. Однако, как и паузы, они были пусты.

Дико хотелось спать. Как-то одна из героинь отошла налево, подул ветер и повалил дым. Пожар, сначала подумалось. Хоть что-то веселое! Но когда задул ветерок, то стало спокойнее. Это такой режиссерский прием.

Наверное, самый ужасный момент, когда актеры запели песню В.А. Моцарта «Тоска по весне». Видимо, этим фальшивым пением режиссер хотел подчеркнуть невинность героев. Завывания слушались адски. Вкупе с дымом это напоминало ад для тех зрителей, которые в хлам напивались в театральном буфете.

А еще были танцы. Эротические.

И вот тогда стало понятно, что это спектакль в стиле социальной сети «ТикТок». Там невероятное количество таких же певиц, красавиц и танцоров.  Они так же призывно все делают – и танцуют, и поют. Может, от этого история так и не складывалась? Может, это вообще постановка без всякого сюжета, как набор номеров в этой злополучной сети? 

О 18+. Раз одна из актрис поскакала по сцене на чреслах коллеги, изображавшем суперсамца. Скакала без энтузиазма. Даже занимаясь аэробикой с резиновым шаром, и то обычно делают упражнения с большим огоньком. Помните, такое показывали по советскому телевидению в прошлом тысячелетии?

И еще. 300 лет назад люди в возрасте актеров считались глубокими старухами и стариками. Дряхлыми. Герой-любовник с намечающейся лысиной, видной даже с плохим зрением с галерки, для того времени — честно говоря, так себе. Хотя актер не без мужского либидо, по крайней мере старался. С учетом того, что были порой проблемы со взаимодействием актеров между собой, казалось, что для поддержания образа он вспоминает моменты из своей личной интимной жизни. В них партнерши по постановке явно не участвовали.

Вот такой тиктоковый спектакль 18+. Детям не стоит показывать, это правда. Да и взрослым тоже.

Юрий Вязанкин