Сегодня гость редакции — Светлана Николаевна Верещагина, начальник управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города Хабаровска
— Наверно, вы нас обрадуете, что в этом году в Хабаровске будут снесены все бараки?
— К сожалению, вряд ли снесем все бараки, учитывая, что в городе их более 500 признаны аварийными.
— Чем вы порадовали хабаровчан по итогам 2022 года?
— Год был хорош тем, что мы в рамках адресной программы предоставили 276 жилых помещений для расселения 770 человек из аварийного фонда. Было снесено 11 тысяч квадратных метров аварийного жилья.
— Это много или мало для Хабаровска?
— Для города это немного, учитывая, что еще значатся аварийными 473 дома, признанные такими после 1 января 2017 года. Их примерная площадь — 185 тысяч квадратных метров.
— Но постоянное движение все-таки есть.
— Да. И еще дополнительно путем расселения оставшихся квартир, путем предоставления жилья в новых домах будет снесено еще порядка 13 тысяч квадратных метров.
Также в прошлом году продолжалось расселение аварийных домов на проспекте 60-летия Октября. Это вторая программа, которая началась в 2021 году, тогда расселили 165 человек, то есть 73 семьи. Для них приобрели 51 квартиру, а 22 семьи получили выплату-возмещение. В 2022 году мы расселили с проспекта еще 75 семей, из них 40 семей получили жилье, а 35 семей взяли выплату. Надеемся на продолжение этой программы по расселению бараков с проспекта 60-летия Октября.
— Много ли конфликтных ситуаций при расселении?
— Подавляющее большинство граждан берут предложенное жилье. Отказников единицы. За четыре года, начиная с 2019-го, это примерно полтора десятка семей из 276, с которыми решаем вопрос в судебном порядке. А по проспекту 60-летия Октября через суды не пошла ни одна квартира, то есть все граждане согласились с предложенным.
— Насколько изменилась цена приобретаемого для расселения жилья?
— В 2019 году мы покупали примерно по 80 тысяч рублей за квадратный метр, а сейчас уже по 106-109 тысяч.
— Какой суммой измеряются выплаты?
— В прошлом году выплата составляла примерно 80 тысяч рублей за квадратный метр. За квартиру выходило в пределах 4 миллионов рублей — все зависит от площади квартиры.
— Народ знает о такой цене?
— Конечно! Когда начинается работа по расселению домов, то мы заказываем независимую оценку жилья. То есть она делается ежегодно. Информацию мы даем повсеместно — везде, где можно. Проводим также различные встречи с жильцами аварийных домов и все рассказываем. Мне кажется, что за эти годы уже все про все узнали.
— Скажите, по названным вами двум программам по расселению город идет с опережением установленных сроков?
— По адресной программе Хабаровского края срок сокращен. Это та программа, по которой подлежат расселению дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Если изначально она была рассчитана с 2019 года и до сентября 2025 года, то сейчас губернатором края принято решение завершить ее в декабре 2023 года.
— Это реально?
— На улице Аэродромной уже строятся дома для переселения именно по этой программе.
А по второй программе по расселению из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, мы расселяем бараки на проспекте 60-летия Октября с 2021 года. Здесь финансовые поступления разовые, они идут из резервного фонда правительства РФ и рассчитаны на реализацию только в текущем году.
— А если деньги придут не в начале года, а в последние месяцы?
— Бывает и так. В 2021 году федеральные деньги пришли в октябре, а в 2022 году они поступили в начале ноября, но мы все успели реализовать.
— И как же вы умудрились?
— Разумеется, этому предшествовала большая подготовительная работа. Мы заранее разыскивали жителей домов, узнавали их мнение, уточняли, кто переедет на новое место жительства и кто желает получить выплаты, готовили документы. Мы работали с органами опеки, если объявлялись несовершеннолетние собственники жилья. И к моменту поступления денег мы уже были готовы заключать соглашения с жильцами на выплаты. А по приобретению квартир уже начинали торги и т. д. То есть сбоев не случалось.
— Как вы считаете, федеральных денег поступает достаточно или желательно больше?
— А кто бы не желал больше? Но суммы выделяются четко в соответствии с объемом нашего аварийного жилищного фонда, который входит в адресную программу.
— Насколько сложна задача, поставленная губернатором по выполнению переселенческой программы в декабре 2023 года?
— По сути, она уже выполнена в той части, где мы приобретаем жилье для переселения граждан, за исключением тех, с которыми идут суды. То есть: либо стоит вопрос о переселении граждан из аварийного жилья в судебном порядке, либо возник вопрос о конфликте интересов по выплатам.
— С переселением по суду — понятно, а что по выплатам?
— В законе написано: если граждане приобрели жилье в доме, уже признанном аварийным, то они не имеют право на получение квартиры, они имеют право только на возмещение. Причем, они имеют право получить только ту сумму, которая указана у них в договоре купли-продажи. Понятно, что, если указана, к примеру, сумма в 400 тысяч рублей, то человек с этим не соглашается. Поэтому мы вынуждены идти в суды.
Вторая часть наших задач — это строящиеся дома в районе улицы Аэродромной. Там нам нужно будет расселить порядка 709 семей из оставшихся аварийных домов. Там задействованы деньги федеральные и краевые. Администрация города участвует в данном проекте прокладкой инженерных сетей. Это электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение. Городу поставлена задача сдать в эксплуатацию данные коммуникации 1 сентября 2023 года.
— Вы приводите хорошие цифры по переселению из аварийных домов, однако внешняя картина их сноса как-то не впечатляет. По тому же проспекту 60-летия Октября: как стояли бараки, так почти все и стоят. Почему так?
— Почему расселение не стыкуется со сносом? На проспекте фактически снесено всего семь домов. Нам надо расселить здесь еще 283 квартиры, в которых проживает 835 человек, их площадь порядка 12,5 тысячи квадратных метров. Реально не всегда получается сразу полностью расселить дом, чтобы он шел под снос. Мы стараемся, но возникают самые разные причины. Либо не можем разыскать зарегистрированных там граждан, либо нет правоустанавливающих документов на занимаемое жилье, либо надо разбираться с выморочным имуществом, либо граждане не согласны на переезд в другой район. Есть дома, где остаются проживать по одному гражданину. Есть дом, где собственниками жилья являются несовершеннолетние дети, которые живут с родителями в Краснодарском крае. То есть для оформления документов надо пройти уйму кабинетов. Нередко мы сами вынуждены идти в суды, так как не все граждане могут сделать это сами. Решение таких вопросов требует длительного времени, а у нас сжатые сроки.
— И что вы делаете в таких случаях?
— И тогда мы предлагаем переселение другим гражданам из других аварийных домов. Таким образом у нас задействованы уже все дома на проспекте. То есть мы в срок выполняем программу переселения по количеству граждан, но остаются не полностью освобожденные дома, которые еще нельзя сносить. Поэтому и не впечатляет внешняя картина. Понятно, что со временем все подлежащие сносу дома будут освобождены.
— Уже известно, что будет на месте бараков на проспекте 60-летия Октября?
— По строительным нормам жилые дома там строить нельзя. Губернатор обратился к жителям подавать предложения, но еще ничего не решено.
— Что стоит переселение из аварийного фонда?
— В целом на всю адресную программу Хабаровского края предполагается 755 328 652 рубля 44 копейки с 2019 по 2023 год.
— Ух, ты — до копейки!
— А вы как думали? Бюджетные деньги любят счет. Эта сумма из трех бюджетов — федерального, краевого и муниципального. В том числе: из краевого бюджета около 17 миллионов рублей, из муниципального бюджета порядка 120 миллионов.
По расселению бараков на проспекте 60-летия Октября в 2021 году было расходовано 296 миллионов рублей, в 2022 году — 322 миллиона рублей. В этих суммах 97 процентов федеральные деньги и на 3 процента идет софинансирование из краевого бюджета. Муниципальный бюджет вложил в 2021 году 409 тысяч рублей, в 2022 году он добавил 730 тысяч.
— Как мы смотримся в сравнении с другими регионами?
— Учитывая, что мы идем опережающими темпами, что мы сократили программу на два года, то выглядим мы хорошо в сравнении со всеми регионами страны. Не все регионы были готовы расселять аварийное жилье в укороченные сроки.
— Благодаря чему так сильно сократили сроки?
— Все зависело от цели. По закону те регионы, которые досрочно выполняют программу расселения жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года, могут приступать к реализации программы по расселению жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года. То есть здесь прямая заинтересованность региона в получении федеральных денег на ликвидацию аварийного жилья.
— Примерно сколько лет потребуется на его полную ликвидацию?
— По следующей программе расселения было сказано, что туда войдут дома, признанные аварийными до 1 января 2022 года. Предполагается, что в Хабаровске в новую программу могут войти еще порядка 300 аварийных домов. И, скорее всего, там тоже будут укороченные сроки.
— Ждать осталось недолго?
— В сравнении с тем, что было, конечно, не долго. И гражданам таких домов желательно заранее готовиться к расселению — то есть привести в порядок все свои документы.
Раиса Целобанова
Фото автора