В сентябре вступил в силу закон о такси. Первые впечатления
В понедельник набираю номер заказа такси, чтобы добраться до работы. Автоответчик привычно предлагает подключить приложение и таким образом сэкономить или — с той же целью — заключить договор на аренду автомобиля. Заключение договора предполагает внесение в него личных данных, которые незнакомцам по ту сторону трубки называть совсем не хочется, но тут меня огорошивает оператор: «Без аренды стоимость будет в два раза дороже и дольше». Поскольку на работу я бессовестно проспала, но платить за три остановки придется, как из центра до Березовки, соглашаюсь, называю фамилию, имя и отчество, кладу трубку и думаю: «На что я только что подписалась?»
Водитель по имени Абдихалим не может мне дать ответа. Он и сам искренне удивлен таким обстоятельствам. Немного света на нововведения проливает Ирина, которая поздним вечером – когда в городе уже уснул общественный транспорт – везет меня домой:
— Дело в том, что мы со службой заказа такси заключаем договор на информационные услуги, они просто предоставляют нам информацию о заказах, а мы отчисляем им за это процент с выручки. А вы просто арендуете автомобиль с водителем.
— И как арендатор отвечаю за все?
— Конечно, нет. Едете, как обычно. Это ж все сделано потому, что с 1 сентября вступил в силу закон о такси, водитель должен иметь разрешение, но, скажите, у кого из приезжих оно есть? Все делается для того, чтобы в такси оставалось, как можно больше мигрантов.
А дальше пошел разговор про то, что «наши люди в булочную на такси не ездят», что «сегодня если вчетвером, то дешевле, чем на автобусе, не то, что в прежние времена» и что «в прежние отдать целый рубль за поездку могли себе позволить только очень состоятельные люди». Песня, в общем-то, старая: таксисты жалуются на низкие цены, клиенты в то же время недовольны высокими. Но, как видим, с началом действия 580-го ФЗ изменилась не только стоимость поездки.
— Какие минусы и плюсы принесет новое законодательство? — спрашиваю председателя Дальневосточной ассоциации перевозчиков такси.
— Закон, который существовал до этого, был по-своему хорош, если бы его придерживались, в том числе и контрольно-надзорные органы, и участники таксомоторного рынка, — говорит Александр Садков. — Но он несколько устарел: когда его принимали, не было таких технологий, которые сейчас существуют. Интернет-сообщения, всевозможные приложения — конечно же, требовалась трансформация. И ее внесли. Как минимум, в законе сейчас прописали обязанности агрегаторов (службы заказа такси – Авт.). Это те федеральные структуры, которые и управляют по большому счету таксомоторным рынком, потому что пропускают через себя основную часть заказов в России. Закон назвал их фактически участниками и возложил на них определенную ответственность. Они себя позиционировали как информационная служба, IT- компания, но если вы управляете этим рынком, то вы должны работать только с теми, кто исполняет требования закона. По новым правилам они должны передавать заявки перевозчикам, которые внесены в специальные реестры. В случае если будет определено, что заявка передана перевозчику, не имеющему разрешения, агрегатор попадает под блокировку. Не знаю, какие санкции дальше будут накладываться, но штрафы будут. И соответственно, пока не выплатят, вряд ли разблокируют.
Многие нелегальные перевозчики уйдут с этого рынка. Не секрет, что на данный момент основную часть нелегального рынка составляют иностранцы. А на сегодняшний день работать в такси имеют право только граждане с водительскими удостоверениями Кыргызстана, Украины и России. Значит, больше станет русскоязычных перевозчиков. Во-вторых, будет налажен контроль в плане технической части. В процессе рейда можно будет проверить насколько автомобиль готов к поездке. Снизится конкуренция.Мы делали примерный подсчет: если смотреть конкретно по автомобилям и таксистам, то около 21 000 только в Хабаровском крае работает в этой сфере.
— Надо полагать, разрешения есть не у всех.
— С февраля по июль было зарегистрировано 29 разрешений, с июля по сентябрь – около 3000.
— Меньше конкуренция – выше цены. Это огромный минус для потребителей.
— Когда растет цена – это плохо. Но, считаю, что со временем все стабилизируется и по большей части нишу займут российские перевозчики, которые не хотели идти в такси раньше, так как иностранные граждане готовы были везти за любую сумму, лишь бы работать. В равные условия поставлены и агрегатор, и таксопарк — это хороший толчок для развития локальных таксопарков в городах. Раньше агрегатор имел преимущества из-за того, что мог передавать заказ кому угодно, и много проходимцев-водителей пользовались этой услугой.
— В Хабаровске много таксопарков?
— Как предприятие полного цикла, таксопарк в Хабаровске один, но есть около сотни предпринимателей, имеющих несколько автомобилей и сдающих их в аренду под такси. Чтобы привлечь для себя больше клиентов-водителей, они предлагают всевозможные удобства – сами оформляют разрешения, оклеивают автомобили. По части страховки с отметкой такси — по-разному, где-то оформляет хозяин автомобиля, где-то водитель.
— Насколько высока стоимость страховки?
— За последний период она значительно выросла, цена варьируется с 12 тысяч до 40.
— И не факт, что ее оформят все…
— Ну, это ж до первого сотрудника ГИБДД. Без страховки можно дальше и пешком отправиться.
— И это в конечном итоге повлияет на рост цены для потребителя. Что еще?
— Сейчас предпринимателю придется вкладываться в автомобили: поддерживать техническое состояние на должном уровне, проходить медицину.
— К слову, о медицине. Хватит ли у нее силенок каждое утро отправлять в рейсы 21 тысячу водителей?
— В городе много мест, куда с утра можно прийти. Не путайте с медицинской комиссией – это разные вещи. Предрейсовый осмотр состоит из нескольких манипуляций, которые проводятся в течение двух минут.
— Отдельные агрегаторы предлагают арендовать автомобиль не водителю, а потребителю услуги. Таким образом они пытаются уйти от ответственности за работу с водителем, который нарушает 580-й закон?
— В законе нет такого положения, чтобы потребитель услуги нес ответственность. Впервые об этом слышу. Хотя люди рассказывали, что в службе заказа такси, которой вы воспользовались, водителям говорят, что достаточно заключить договор на информуслуги, разрешения оформлять не нужно. К сожалению, условия подключения к программе этой компании проще, чем у других. И я даже был свидетелем, что многие на фоне этих слухов сдают разрешения. Менталитет что ли такой – никто не торопится выполнять законы? Увы, метод пряника не работает. Только кнута. С другой стороны, хотелось бы, чтобы на фоне этого в ближайшие полгода-год – пока не стабилизируется рынок — контрольно-надзорные органы не слишком злоупотребляли проверками. Сейчас на получение разрешения желающих много, даже образовалась очередь, и увеличилось время ожидания: с пяти дней до двух-трех недель.
Вот честно: пока не верится, что что-то изменится к лучшему. Кроме цен. И то – с точки зрения перевозчиков.
— Не соглашусь, — говорит юрист Эдуард Черторинский. — Законодатель ужесточил требования по оказанию услуг по перевозке, и сейчас компания гарантирует, что заказ будет исполнен хорошо. Что же касается случая с арендой такси – слышал о таком с одним из агрегаторов, — с точки зрения законодательства здесь не нарушается ничего. Тех водителей, которые не попали под требования нового закона, они пустили по вот такому пути. В Гражданском Кодексе есть две разновидности договора аренды автомобиля — с водителем и без. В первом случае ответственность несет водитель. Так что пассажиру переживать не стоит. Ничего плохого в этой ситуации не вижу. Другое дело – комфорт и безопасность. Но у каждого есть выбор: машина с гарантиями и без.
«Рива Абрамовна, вам шашечки или ехать?» — вспомнился старый анекдот. Сколько пассажиров выберут шашечки?
Ирина Северцева