Наша страна воистину уникальное место! Только у нас есть и новый год, и старый новый год. А еще Рождество, которое уместилось между этими двумя днями. Что вы хотели: два календаря — сначала юлианский, потом григорианский… Далее еще и большевики с новым летоисчислением подкузьмили.
100 с лишним лет тому назад зимние торжества в дореволюционном Хабаровске начинались 24 декабря, с первой звезды и ночной рождественской службы в церкви.
Причем торжественные службы на Рождество для различных слоев населения проходили раздельно. Для благородного сословия — божественная литургия в Успенском соборе (на нынешней Комсомольской площади). Для нижних чинов — в Иннокентьевской церкви, что на нынешней улице Тургенева, ближе к улице Серышева, для учеников города — рождественская служба проходила в домовой кадетской церкви.
Покатились!
Потом наступало время разгуляя.
Первый каток в Хабаровске появился в декабре 1898 года в саду кадетского корпуса — по нынешним временам это в районе улиц Серышева — Запарина. На следующий год напротив Иннокентьевской церкви на амурском льду появился каток с удобством — теплым помещением. Разовое посещение обходилось в 25 копеек, абонемент на сезон — 3 рубля.
Лыжи как-то не очень приживались. Хотя спортивный журнал «Вестник спорта и туризма» из номера в номер в 1914 году усиленно агитировал за зимние виды спорта. Иностранная забава – хоккей — в Хабаровске появилась значительно позже, в 1918 году ее завезли янки из Американского экспедиционного корпуса в Сибири (AEFS). К этаким забавам прибавлялось большое количество всевозможных ледяных горок, как естественного, так и искусственного происхождения.
Большая елка для обывателей устанавливалась на катке у Алексеевской женской гимназии (ныне центр технического творчества на Дзержинского, чуть ниже драмтеатра). Здесь не токмо отроки и отроковицы, но и более степенные господа рассекали на коньках. Дабы посмотреть на новогоднюю ель обыватели попроще, с окраин Хабаровска — Казачьей горы, дальней Хохлацкой слободки (район дендрария) и прочих выселок своим ходом выбирались в центр.
Пожалуй, больше всех рождественских (новогодних) каникул ожидали дети. В одном из самых больших и в тоже время демократичных заведений Хабаровска того времени, реальном училище (ныне это большое здание в три этажа на площади Ленина) зимние каникулы 1907-1908 годов начинались 23 декабря и заканчивались 6 января — если верить дневнику одного из учащихся.
Такие длинные каникулы
Надо сказать, что в течение года выходных дней в жизни хабаровских ХРУшек хватало — в среднем по году от семи до девяти неучебных дней в месяц. Были и исключения — пять неучебных дней в марте и длительные каникулы — с 5 по 20 апреля. И это при шестидневной учебной неделе.
На срезе веков, 3 сентября 1900 года в газете «Приамурские ведомости», в передовице 349 номера отмечали уровень образования: «Простой перечень имеющихся в Хабаровске учебных заведений (кадетский корпус, реальное, техническое железнодорожное, Николаевское городское училище, женская гимназия, Алексеевское женское училище) показывает, что наш город не уступает уже средним губернским городам европейской России».
Отличие классической гимназии от реального или там технического училища заключалось в отсутствии в сетке предметов вторых классических языков – латыни и греческого.
А какие предметы изучали ученики разных классов Хабаровского реального училища? На первом месте — закон Божий, далее по убыванию: русский язык, словесность, законоведение, отечествоведение, французский/немецкий языки, математика, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, космография, история, география, естествоведение, логика, черчение, чистописание, рисование.
Ученье – свет
Умственные упражнения дополняли ручной труд и гимнастика. Моральное состояние реалистов оценивали по трем критериям — поведение, внимание и прилежание.
В зимние каникулы ученики имели полное право вдоволь отдохнуть. В Хабаровске имелась возможность слегка удлинить неучебные дни: «В сильные морозы (свыше 30 градусов по Реомюру, с туманами, а также хотя и менее 25 градусов по Реомюру, но с буранами), когда здоровье учащихся подвергается опасности, ученики, не явившиеся в класс по воле родителей или опекунов, считаются отсутствующими по уважительной причине». 25 градусов по Реомюру — это немногим более 31 по Цельсию, 30 градусов по Реомюру — 37,5 по Цельсию.
Во время каникул на улицах и в публичных местах ученики обязаны были держать себя скромно, собою дать порядок, благоприличие и вежливость, при этом не причиняя никому никакого беспокойства. Ежели встретится Государь Император и члены Императорской Фамилии, ученику подлежало остановиться и сдернуть головной убор.
Реалисты имели свою форму, которую обязаны были носить как во время уроков, так и после — мундир темно-зеленого сукна с желтыми металлическими пуговицами, ремень с медной пряжкой, пальто, фуражку. При встрече с иными, более мелкими официальными лицами, в частности с попечителем учебного округа и помощниками, «ученики обязаны отдавать им должное почтение».
Не все коту масленица
Плюс к этому существовали весьма обременительные ограничения на посещение культурных мероприятий: строжайше воспрещалось «посещать маскарады, клубы, трактиры, кофейни, кондитерские, бильярдные …и всякого рода публичные увеселительные места. Посещение театров, в коих обыкновенно даются пьесы сомнительного нравственного содержания, и вообще театра в те дни, когда даются подобные пьесы». Это из параграфа 35 и 36 Правил для учеников реальных училищ, утвержденных 4 мая 1874 года.
Так что нынешним хабаровским школярам с Пушкинской картой живется не в пример вольготней, чем их сверстникам-реалистам 110 лет тому назад.
Нет, в театр можно было заглянуть, но только при наличии разового билета на посещение, подписного классным инспектором. Я вот так думаю, если бы в Хабаровске в то время дали бы спектакль «Шерлок Холмс» по пьесе Уильяма Джилетта в небольшом соавторстве с Конан Дойлем, на него тоже бы реалистов не пустили?
Кстати, эта постановка с таким успехом шла в сезон 1906-1907 годов в столичном городе, что было решено «запилить» местную адаптацию: «Шерлок Холмс в Петербурге». В то же время шло и стремительное продвижение синематографа в массы. И ленты сомнительного содержания начали демонстрироваться в Хабаровске, в иллюзионе четы Подпах и «Гранд-Иллюзионе Алексеева и Дон-Отелло». И тут школярам тоже мало что светило.
Как хорошо дома
Иногородним реалистам при отъезде к родным на каникулы выписывался ряд документов: билет на определенный срок пребывания; удостоверение и талон, по которым школяр мог в вагоне III класса со значительной скидкой добраться до места жительства.
110 лет назад в сельской местности и в малых городках Приморской области с развлечениями было еще хуже, чем в Хабаровске. Но школярам-отпускникам никто не мешал с пользой провести время, не только гарцуя на улицах по пояс в снегу, но и читая вполне себе приличные книги издательства Сытина. К примеру, «Как Миша попал на фабрику», выдержавшую к 1911 году несколько переизданий. Поучительная вещь, в духе рождественских историй — как деревенский мальчик, преодолев массу трудностей, к успеху пришел. Или используя книжку «Игры со спичками» 1912 года, весело и с и огоньком провести время.
Рождественские и новогодние празднества в Хабаровске продолжались дней десять. Все развлечения заканчивались после дня Крещения Господня. На следующий день, 7 января начинались присутственные дни и иная трудовая, а для кого и учебная деятельность до следующих народных гуляний — масленицы.
Андрей Дунаевский
Автор благодарит сотрудников Государственного архива Хабаровского края, краевой научной библиотеки и Гродековского музея за консультации при подготовке материала.
В 1897 году в Приамурской области (современная территория Хабаровского и Приморского краев) было 116 учебных заведении, 4259 учащихся. В Хабаровске – 7 учебных заведений, в которых обучалось 590 человек. К началу 1911 года в Приморской области содержалось 188 средних, 11 низших со специальной программой, 672 начальных учебных заведений с общим числом учащихся 44272.
ХРУ — Хабаровское реальное училище. Ученики этого заведения имели на медной пряжке три литеры, по которым их и дразнили. Чаще всего последнюю букву переделывали на «ю», и выходило еще обидней.