12 июля 2023, 5:14

Последний эшелон. Окончание. Начало в №№ 3-22

Если посмотреть на то, что осталось от организованной преступности, в частности от ОПС «Общак» в наше время (книга написана в 2020 году), то получается, что из всех ОПГ и ОПС на плаву только порядком потрепанное органами БОП  организованное преступное сообщество «Общак». Руководство ОПС все так же осуществляют воры в законе Сахнов, Семакин и Шохирев, уже непосредственно из мест лишения свободы. Сахнову сидится тяжелее всех, в силу природного ума вор выходит на связь со своими приближенными очень редко, опасаясь быть задокументированным на «прослушке». Семакин и Шохирев практически постоянно на связи, лихо решают проблемы, в том числе выступая в роли третейских судей между членами ОПС. Ева даже умудрился наладить связь с волей и взять руководство над мордовской братвой по месту отбытия наказания.

Во Всемирной паутине можно найти документ, так называемую подписку о негласном сотрудничестве Семакина с правоохранительными органами. Зная Еву, предполагаю, что вор собственноручно написал сей документ для облегчения своего содержания в местах лишения свободы. Удивляться тут особо нечему, вор был осужден на двадцать лет, и все эти годы находится под прессингом оперчасти, значит не дожить до освобождения. Освободившись, можно всегда «раскидать» братьям, что ничего не подписывал и это не более чем «мусорская подстава».

«Дать по ушам» (лишить титула вора – Авт.) Семакину может только воровская сходка, которой в зоне взяться неоткуда, не содержат в местах лишения свободы воров вместе.

В настоящее время в Хабаровском крае структура ОПС «Общак» сохранена, есть «ответственный» за город, кассир группировки, круг «бродяг» (несколько авторитетных участников «Общака») и рядовые участники преступного сообщества. Только вся эта структура примерно в десять раз меньше по сравнению с 90-ми и началом 2000-х. Что самое плохое, в 2019 году я столкнулся опять с таким забытым уже видом преступной деятельности «Общака», как угон и возврат за вознаграждение похищенного автотранспорта. Как мне объяснил один из «бродяг», много освободилось людей, закрытых в начале 2000-х. Эти бывшие зк вроде бы не прочь начать честную жизнь, хотя бы даже с небольшой официальной зарплатой. Однако учитывая нынешние реалии, когда несудимые граждане не могут найти нормальную работу, что говорить о бывших преступниках, которым остается одна дорога — назад в криминал.

По сравнению с другими дальневосточными группировками, ОПС «Общак» продолжает существовать в наше время. Вы спросите почему? Несколько сильных хабаровских группировок (их-то и ОПГ назвать можно условно) были созданы своими лидерами с целью противостояния опять-таки «Общаку» и другим стихийным, диким, как говаривал Костя Шорин, группировкам. Фактически это были спортивные организации, участники которых занимались охраной своего лидера и защитой его же бизнеса, при этом зарабатывая копейки. В 2012 году, после ухода на за-служенный отдых, я случайно встретил своего товарища Александра, который был участником спортивной группировки, в юности мы вместе занимались боксом. Саша был не в лучшем психологическом состоянии и обронил такую фразу: «Семнадцать лет сторожами проработали, толку никакого, помоги найти работу».

Для примера, группировка на базе каратистов в Хабаровске была четко структурирована, делилась на бригады с порядковыми номерами, со старшими во главе каждого подразделения, где рядовые бойцы имели свой круг определенных обязанностей, чаще всего защита какого-либо коммерческого объекта, принадлежащего первым лицам.

Была группа быстрого реагирования, на случай какого-либо конфликта с конкурентами, которая в течении пяти-десяти минут должна была подъехать к месту разборки. Сами спортсмены, рядовые участники группировки, пытались подзаработать выбиванием реальных долгов, не опускаясь до откровенного криминала за редким исключением.

В середине 90-х на яме (место, откуда распространяются наркотики — Авт.) нами были задержаны двое каратистов, которые «делали подачу», то есть снабжали эту яму джефом. Спортсмены были сильно напуганы тем, что мы сольем информацию о причастности их к торговле наркотиками лидеру группировки, готовы были дать любую интересующую нас оперативную инфу. Это говорит о том, что спортсмены в единичных случаях сами пытались заработать криминалом, но это не было согласовано с лидерами группировок.

Такие группировки, созданные чаще всего на базе занятия единоборствами, когда исчезла угроза бизнесу лидеров, распались. Руководители группировок стали уважаемыми бизнесменами, депутатами и даже чиновниками.

Рядовые бойцы остались ни с чем. ОПС «Общак» до сих пор существует, потому что в самой организации существует идеология. «Понятия» много значат для людей, которые либо отбывают реальные сроки наказания, либо освободились, но так приболели блатной романтикой, что продолжают жить в параллельной реальности. То есть пока будут зоны, будет и шансон, воспевающий в песнях блатную жизнь, будет и потребность у определенного круга лиц собираться в сообщества, как бы они ни назывались.

Вадим Курасов