О пещере Абагы-Дже, древних писаницах и «Байкале» Аяно-Майского района
По словам руководителя проекта «Планета тайга» Виктора Решетникова, одной из самых интересных территорий нашего края является Аяно-Майский район. Он заслуживает пристального внимания со стороны властей и нуждается в развитии туристической сферы. А пока нужно очень постараться, чтобы туда попасть, ведь поехать, к примеру, на машине – не удастся. Зато территория может похвастаться множеством достопримечательностей и интереснейших объектов.
От Якутска до Тихого океана
— Если говорить о видах туризма, то в районе хорошо развито рыболовство. Туда отовсюду привозят любителей этого промысла. Речки богаты тайменем и другой рыбой, — рассказал Виктор Решетников. — Пешеходный туризм здесь практически не развит. Если и осваиваются тропы, то со стороны Якутии. Это связано с тем, что туда попасть, к примеру, из Комсомольска и Хабаровска проблематично. Конечно, есть авиасообщение, но это дорого и не всегда удобно. К тому же рейсы выполняются нерегулярно. Тому виной и погода, и проблемы со взлетно-посадочной полосой. Насколько я знаю, якуты и другие жители этой республики довольно часто появляются в Аяно-Майском районе. Автомобильный туризм — тоже очень редкий вид, потому что там проходит единственная трасса — от Нелькана до Аяна. И то на джипах на ней ездить рискованно, даже «Уралы» иногда не проходят.
Путешественник отметил, что когда-то в этих местах был проложен Якутско-Аянский тракт, который был открыт в XIX веке как оптимальный на тот момент путь сообщения, соединяющий Якутск с Охотским морем и Тихим океаном.
— По этой дороге шла вся логистика до Камчатки и Русской Америки – Аляски. Поэтому тракт процветал, он полностью проходил по территории современного Хабаровского края, переваливал самую ответственную часть – хребет Джугджур, — продолжил собеседник.
Очень многие исследователи ссылаются на этот тракт. К примеру, его описал русский писатель XIX века Иван Гончаров, который проследовал по этому пути в 1857 году. К слову, о своем кругосветном путешествии и возвращении по Аянскому тракту он поведал в книге «Фрегат „Паллада“» (12+).
— По этому же тракту прошла и линия связи, соединяющая с Москвой и Петербургом в царское время. Достраивалась она уже в советские годы и поддерживалась до 70 годов прошлого века. Эта линия тоже прошла от Якутска до Аяна и дальше на север, юг по побережью Охотского моря. Мы тоже прошли вдоль нее, засняли, что она из себя представляет. И обязательно покажем это в своем фильме, — сообщил автор проекта «Планета тайга».
Жилище чёрта и петроглифы
Рекомендуют опытные путешественники посетить Ципандинскую пещеру. Этот объект еще называют «миром текущих камней». Его протяженность и глубина составляют 1400 и 16 метров. Свое имя Ципандинская пещера получила из-за села Ципанда, которое находится неподалеку. А населенный пункт нарекли в честь русского казака Григория Ципандина, основателя селение Нелькан.
Природное углубление зарегистрировано в каталоге пещер как Абагы-Дже, что переводится с якутского языка как «жилище черта». В прошлом вход в это место был виден издалека. Тогда и сегодня из него идет пар, высоко поднимающийся тонкой струйкой. Кажется, будто дым идет из невидимой трубы. Аборигены верили, что это чёрт топит свою печь. На самом деле пар образуется из-за того, что в пещере и летом, и зимой всегда одинаковая температура – 1-5 градусов. Потому в суровые морозы испарения более заметны. Древние местные жители боялись этого места еще из-за огромных снежных завесей.
Существует и другое поверье. По нему пещера давным-давно служила усыпальницей, последним пристанищем людей.
— И, конечно, нельзя не вспомнить о Майских писаницах. Зрелище легендарное! Мы много прошли речек, но рисунки древних людей, которым несколько тысяч лет, для человека впечатлительного – просто чудо! Изображения на скалах никуда со временем не исчезли, понятно, что некоторые камни за тысячелетия разрушились и до нас дошли не все петроглифы. Выходит, люди правильно выбирали долговечные скалы для «вечных» изображений. Также нужно было и качественно рисовать, чтобы «картины» остались навсегда. На рисунках отражены преимущественно сцены охоты, — восхитился Решетников.
Петроглифы расположены по правому берегу реки Мая. Одна из писаниц, где рисунков больше всего, размещена в 388 км от устья реки. На ней нанесены 97 изображений: лоси, рыбы, причудливые линии и крестообразные фигуры людей и животных. Рисунки нанесены красной охрой, поэтому сохранились до наших дней. Отметим, что в древности использовали особый технологический способ изготовления такой долговечной краски. Ее получали в результате термообработки и смешения различных природных составов.
Известно, что петроглифы расположены по реке Мая разрозненно — от ключа Старая Ципанда до реки Талой — и состоят из восьми групп рисунков. Наиболее подробно эти изображения описал и скопировал археолог, историк и этнограф Алексей Окладников.
— Поразил нас и хребет Джугджур — перевал, через который туда и обратно шли караваны с грузами. Мы тоже его отсняли. По этому пути много чего везли, например, чай из Индии. Сама природа Джугджура поражает! Горная местность с подснежниками в июле и снежными баранами. Огромное количество диких животных встретилось нам на пути. Медведей в Аяно-Майском районе в десять раз больше, чем жителей! – сообщил руководитель проекта. — Естественно нельзя не рассказать про Охотское побережье, которое многими экспертами признано одним из самых красивых в мире. Нельзя с этим не согласиться. Оно очень контрастное. Если на севере более пологое, то на юге – везде обрывистые живописные скалы. А какие потрясающие бухты с чистейшим морем, богатыми нерестовыми речками, впадающими в море! Я думаю, что в этих местах нужно развивать водно-прогулочный туризм вдоль побережья. Поверьте, такое лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Исследователь считает, что проложить в Аяно-Майский район туристические маршруты непросто. Первую трудность представляет доставка людей. Очень тяжело достать билеты, вылететь вовремя и найти места размещения. Но, тем не менее, эти проблемы вполне решаемы в местах, которые начинают свое туристическое освоение.
Наши «Байкал» и «Швейцария»
— В своем путешествии мы также посетили озеро Байкалёнок. Это просто жемчужина, сказка посреди гор, которая расположена на территории Джугджурского заповедника! – вспомнил Виктор. — Говорят, что в этих местах «застревает» ветер – так и образуется странный гул…
Есть легенда, которая объясняет это природное явление. Изначально Байкалёнок назывался Кунивка, что с эвенкийского языка означает «аукать». Древняя история рассказывает о женщине, которая с двумя детьми хотела переплыть озеро, но плот перевернулся. В живых осталась только она. Крики погибших детей – завывания ветра, слышат люди до сих пор.
Байкалёнок в четыре-пять раз больше Амута. К слову, глубина водоема пока неизвестна. Это самое крупное озеро на хребте Джугджур и, по мнению участников экспедиции, однозначно самое красивое.
Почему оно получило такое название? По форме объект напоминает Байкал. Это заметили участники геологоразведочных экспедиций, которые работали здесь в 50-60-х годах прошлого века. Интересно, что и вода в Байкалёнке такая же прозрачная, как и в сибирском водоеме. Путешественники еще прозвали «наше» озеро младшим братом Байкала.
Отметим, что на картах 1932 года водный объект Хабаровского края обозначен как «Горное озеро».
Известно, что Байкалёнок имеет ледниковое происхождение. Вода там очень холодная, только к августу она прогревается до 13 градусов.
Виктор Решетников рассказал и о другой потрясающей достопримечательности – Майских столбах.
— Они такие же красивые и необычные, как Ленские в Якутии, но только поменьше. Но я думаю, что наши тоже нужно зафиксировать, как туристический объект. Вдоль реки Мая очень много таких скальных необычных живописных обнажений, — отметил турист.
Ленские столбы представляют собой удивительное зрелище. Путешественники прошлого сравнивали их с красотами Швейцарии и незабываемыми пейзажами берегов Рейна.
Анна Морозова
Фото Виктора Решетникова