Новый формат взаимодействия людей разных поколений появился в Хабаровске. Руководители некоммерческой организации «Дальневосточный институт содействия общественному развитию» (АНО ДВИСОР) предложили представителям третьего возраста организовать межпоколенческий киноклуб. Идею его создания заложили в проект, который стал победителем конкурса по приглашению Благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Цель киноклуба – создать площадку для диалога людей разных поколений на основе совместного просмотра и обсуждения произведений киноискусства.
Пенсионеры приняли предложение с энтузиазмом. На деловом завтраке обсудили и разработали концепцию его деятельности, оговорили тематическую направленность, форму общения. Изучили опыт уже существующих клубов в других городах. Через анкетирование людей разных поколений отобрали наиболее интересные киноработы. В список вошла часть фильмов с сайта ВГИКа, рекомендуемых для обязательного просмотра абитуриентам. При выборе ориентировались на отражение в фильмах социальных и нравственных проблем, духовных ценностей, вопросов воспитания, межпоколенческих отношений. В деловую программу киноклуба включили встречи со специалистами в области кинокультуры, и тех сфер, которые затрагиваются в фильме. Главная особенность выбранной площадки – делиться своей точкой зрения могут люди разных поколений. При этом следует соблюдать культуру общения равноправных сторон, не навязывать своё видение, не назидать. Ведь это интересно, узнать, насколько разняться взгляды на одну и ту же проблему у представителей разных поколений.
Первое заседание киноклуба решено было провести без молодёжи. Участникам захотелось проверить, насколько выбранный формат жизнеспособен, готовы ли они слушать и слышать друг друга. Организаторы клуба до последнего сохраняли интригу. Название фильма зрители узнали перед самым началом кинофильма. Хранить тайну названия решено традиционно. Помещение для просмотра предоставили партнёры проекта — Дальневосточная государственная научная библиотека. Смятение чувств вызвал сюжет кинокартины «Карп отмороженный» (2017, Россия) о трогательной любви престарелой матери к своему взрослому, постоянно занятому сыну. «Фильм заставляет задуматься, пересмотреть отношение к себе, к своему возрасту, подумать о взаимоотношениях с детьми и внуками» — отметили пожилые зрители в ходе обсуждения. А так же поделились традициями воспитания в своих семьях. К следующему показу с молодым поколением были готовы.
Для совместного просмотра зрителям был предложен фильм «Куколка» (1988, СССР). В картине поднимаются проблемы взаимоотношений ученика — учителя, тренера — спортсмена, дочери — матери, человека — Системы. Действия происходят преимущественно в стенах школы. Главная героиня — девочка-подросток, чемпионка мира по спортивной гимнастике с непростой судьбой и характером. Травма полностью поменяла ее жизнь. Вернувшись в свой городок, девочка пытается самоутвердиться в новом школьном коллективе. Картина с педагогической направленностью выбрана не случайно. На просмотре присутствовали студенты второго курса педагогического института ТОГУ вместе со своим преподавателем педагогики. Да и среди пенсионеров было немало маститых педагогов.
Своими впечатлениями активно делились обе стороны зрителей. Конечно, происходящее на экране отзывалось у каждого по-своему. Представители старшего поколения вспоминали свою молодость и первые годы педагогической работы. Кто-то в действиях главных героев разглядел себя и пережил вновь, казалось бы, забытые жизненные моменты. А кто-то в проблемах людей перестроечного времени увидел влияние Системы и её неминуемую гибель. Ведь фильм снят во время Перестройки и это нашло своё отражение на экране. Кстати, молодые зрители отметили, что картина помогла им погрузиться в эпоху того времени, прочувствовать её атмосферу и сблизиться со старшим поколением.
Много говорили о жестокости в спорте и в обществе, о конфликтах в школе, о проблемах родителей, о любви, о влиянии спорта на здоровье и характер человека, рассуждали, приводили примеры из личной жизни. Оказывается, ситуация представленная в картине, когда ученик объясняется в любви учительнице, была почти у каждого педагога в их учительской практике. А будущие педагоги происходящее на экране примеряли на себя — а как бы поступила я?
«У меня остались тёплые чувства от встречи. Мне интересно услышать мнение людей с жизненным опытом. Считаю, что такая форма общения на пользу обеим сторонам. Спасибо организаторам» — поделилась впечатлением студентка Софья Филипишина.
«Встреча показала, что такой формат межпоколенческого общения себя оправдал. Очень интересно выступали студенты. Судя по отзывам, их затронул сюжет картины. Мне их активная позиция и оценка фильму оказалась ближе, чем позиция моих сверстников» — от старшего поколения добавила Ирина Сочелина.
…Это стало уже традицией – в последнюю субботу месяца встречаться на новом просмотре.
Следующим фильмом оказался «Мост в Терабитию» — грустная, и вместе с тем, светлая история о дружбе, взаимопонимании и его отсутствии, о разных моделях семейных отношений, о детской жестокости и доброте.
Фильмом апреля стали три новеллы «Счастье в конверте» — и молодые, и зрелые зрители тайком вытирали слезы в течение всего просмотра. Фильм о том, что счастье и чудо, дарящее ощущение счастья, — это очень часто явления рукотворные. Добрая и чуткая душа может сделать другого человека счастливым.
Своё мнение о серии состоявшихся встреч высказала руководитель АНО ДВИСОР Светлана Машовец:-«Мы рады, что такой формат общения принят представителями разных поколений. Мы учимся слушать и слышать друг друга, учимся взаимопониманию и взаимопринятию разных взглядов, не поучать и не навязывать свою точку зрения. Любопытное наблюдение: если в ходе первых встреч студентов приходилось вызывать на разговор, то на каждой последующей встрече они все более раскрывались, не боялись высказывать мнения, расходящиеся с мнением старших. Для нас это сигнал того, что они почувствовали, во-первых, безопасность высказывания иной точки зрения, а, во-вторых, поняли, что их мнением искренне интересуются. В дальнейшем решено опробовать практику модераторов со стороны старшего поколения и молодёжи для ведения дискуссии после просмотра. Их задача — задавать вопросы и направлять ход диалога, удерживая баланс активности старших и младших. Межпоколенческому киноклубу быть и развиваться!» — заключила она.
Наталья Деменкова