Чего мы боимся? Войн, кризисов, эпидемий, катастроф… Думаю, любой человек согласится с этим списком. Однако если оценивать статистически, то перечисленные явления либо прогнозируемы, либо локальны, либо маловероятны. Вот другой пример: неадекватный сосед ломится к вам в квартиру, полиция, куда звонили уже неоднократно, на вызов не спешит.
Далее два варианта. Выйти с ломом в руке и долбануть незваного гостя в лоб (схлопотав тем самым уголовное дело). Либо ждать, пока рубильник в голове пришельца переключится в режим паяльника, успокоив воспаленные мозги. Ну а потом максимум – профилактическая беседа участкового с бешеным смежником и починка имущества за свой счет.
Как знакомо, не правда ли? И страшно. Экономический кризис рано или поздно пройдет. А как быть с придурком, живущим с тобой в одном подъезде, и равнодушием тех, кто должен оберегать твой покой?
Бешеный сосед
Владимир С. недавно переехал с женой в одну из квартир дома на улице Тихоокеанской. Этажом ниже проживает Евгений В., от выходок которого страдает весь подъезд. Дело в том, что Евгений, будучи неравнодушным к веществам, изменяющим сознание, периодически впадает в немотивированную агрессию.
«В состоянии опьянения он, например, может стучаться в двери к соседям, причем не может внятно объяснить, зачем он это делает, — рассказывает Владимир. — Недавно он в неглиже тарабанился в дверь к женщине-ветерану. Делал он это, кстати, не первый раз».
Однажды Владимир услышал, как сосед в своей квартире бил по батарее каким-то металлическим предметом.
«Предполагая, что ему срочно требуется помощь, я спустился и позвонил в звонок Евгению, чтобы выяснить, зачем он это делает. Тот открыл дверь и с порога набросился на меня с кулаками! Я оттолкнул его обратно в квартиру, закрыл дверь и подпер ее ногой. Он какое-то время ломился, при этом матерясь и угрожая. Затем затих. Я вернулся к себе в квартиру».
Через несколько минут явно находящийся в неадекватном состоянии сосед взял топор, поднялся на этаж выше и стал курочить дверь в квартиру Владимира – рубить и пытаться отжать ее от косяка. Супруги позвонили в полицию. Стражи порядка оперативно не отреагировали. Потом последовал еще один звонок, затем третий…
Правоохранители приехали через два часа. «Гостя» с секирой к тому времени след простыл, а дверь выглядела так, словно побывала под артобстрелом. Как позже выяснилось, соседи по лестничной клетке также неоднократно звонили на 02.
«Момент попытки взлома двери я записал на видео. Когда полицейские, наконец, приехали, мы им все рассказали, показали видео, показали дверные повреждения. Полицейские все запротоколировали, опросили соседей».
Однако тактика «не торопиться» у стражей порядка, видимо, работает в обе стороны. Ибо «берсеркера» они упорно не хотели забирать в участок. Дескать, ну буянил, ну ломал, но сейчас-то успокоился! Только после настойчивых просьб соседей сотрудники все же вняли уговорам. Однако домой Евгений вернулся… спустя пару часов.
Нет тела – нет дела
Полицейские посоветовали Владимиру сделать экспертизу повреждений двери. Для этого требовалось потратить сумму в размере около тридцати тысяч рублей. Таких денег у моего респондента на тот момент не было.
Через какое-то время Владимиру пришел ответ об отказе в возбуждении в отношении его соседа уголовного дела. Вот самые любопытные цитаты из этой бумаги за подписью врио начальника ОУУП и ПДН ОП №7 УМВД России по городу Хабаровску А.А. Мизко.
«В ходе проведенной проверки опрошенный пояснил, что обратился в полицию в связи с тем, что у него произошел конфликт с жильцом, который пытался нанести физические увечья Владимиру С. Помимо этого, пытался взломать входную дверь в квартиру, держа в руках топор, нанес одиннадцать ударов по двери. Образовались вмятины, сломан замок.
Во время данных действий Евгений В. призывал Владимира С. выйти на лестничную площадку, чтобы учинить над ним расправу. Опрошенный Евгений В. пояснил, что у него произошел конфликт с Владимиром С., однако обстоятельства, указанные выше, он не признает. Опрошенный Александр К. пояснил, что в указанное время он видел, как Евгений В., держа в руке топор, наносил удары по входной двери квартиры Владимира С.
…Данных об угрозе убийством и действий, подтверждающих реальность угроз со стороны Евгения В., за исключением пояснений Владимира С., установлено не было. При таких обстоятельствах возбуждение уголовного дела невозможно ввиду отсутствия достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Евгения В. признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 УК РФ».
Признаков умышленного повреждения имущества сотрудники правоохранительных органов тоже не нашли. Ибо «нанесенные повреждения не повлияли на функциональность двери» (на самом деле повлияли, дверь теперь не закрывается полноценно. – Авт.).
Попытаемся понять логику наших стражей порядка. Какой-то человек ломает дверь топором, что подтверждают очевидцы. Но это не угроза убийством и не попытка незаконного проникновения в жилище. Просто человеку явно стало скучно и одиноко, и он таким образом захотел пообщаться с соседушкой. А колун взял, чтобы в хозяйстве подсобить.
Пострадавшая сторона говорит, что пьяный мужик с топором хотел нанести увечья? Но мужик говорит, что не хотел! Значит, он прав! Ну это как в пародии на суд.
— Обвиняемый, вы признаете себя виновным?
— Не…
— А, ну ладно. Тогда свободен.
Какие повреждения двери? «Калитка» на месте? Она открывается? Значит, функциональность не потеряна!
«Как мне сказали в приватной беседе полицейские: нет тела, нет дела, — говорит Владимир С. – Никакие доводы об угрозах расправы и попытки незаконного проникновения в жилище полицией не были приняты во внимание. А безумные выходки со стороны моего соседа продолжаются по сей день!»
К чему приводит равнодушие
А теперь давайте вспомним случай, когда равнодушие правоохранительных органов привело к трагическим последствиям. В Кемерове 23-летняя Вера Пехтелева жила со своим молодым человеком Владиславом Канюсом. Через некоторое время девушка решила уйти от ухажера.
Вера заехала к Канюсу за своими вещами. Молодые люди поссорились, и Владислав начал избивать свою бывшую девушку. Крики Пехтелевой слышали соседи, которые начали звонить в полицию. В экстренную службу поступило семь (!) звонков, однако наряд так и не выехал.
Жильцы подъезда, поняв, что помощи ждать неоткуда, ломом взломали дверь. Они обнаружили уже мертвую Веру. Рядом, весь в крови, стоял ее убийца. Позднее судмедэкспертиза насчитала на теле Пехтелевой как минимум 56 повреждений разного рода — кровоподтеки, порезы, сломанный нос, черепно-мозговая травма. Канюс избивал ее три с половиной часа, а потом задушил шнуром от утюга.
Было возбуждено два уголовных дела. Одно («убийство с особой жестокостью») — на Владислава Канюса, второе («халатность») – на начальника смены дежурной части и старшего оперативного дежурного отдела полиции «Ленинский» УМВД по Кемерово. Полицейские отказались сотрудничать со следствием и отрицают свою вину.
Еще один ужасный случай произошел в Чите. Подвыпивший сосед начал ломиться в квартиру семьи Конончук, так как его раздражали звуки ремонта.
«Вася (сосед. – Авт.) вел себя неадекватно, предлагал мужу «забить стрелку», — цитирует слова Алены Конончук РИА «Новости». — При этом предъявить какие-то конкретные претензии не мог. Федя сказал, что продолжит диалог, когда сосед протрезвеет, а сейчас что-либо обсуждать бесполезно».
Сосед вернулся в свою квартиру. Вечером он снова навестил семью Конончук. На этот раз с ружьем. Он негромко постучал в дверь. Девятилетняя Ангелина (имя несовершеннолетней изменено. — Авт.) подумала, что пришла мать, и побежала открывать дверь. В этот момент прогремел выстрел. Дробь пробила толстую дверь, попав в грудь и голову ребенка. Приехавшая скорая ничем помочь не смогла – Ангелина умерла на руках у отца. Незадолго до этого она успела записать видео в «ТикТоке» о том, что целый день к ним в дверь стучится пьяный сосед.
В последнем происшествии халатность полицейских вроде как ни при чем. Однако это не отменяет факта отсутствия надзора за потенциально опасным человеком (про соседа известно, что он злоупотреблял алкоголем и иногда вел себя неадекватно). Возможно, если бы этого человека удалось изолировать либо предпринять в отношении него адекватные меры, трагедии можно было бы избежать.
Андрей Канев