18 февраля 2023, 4:00

Тайные смыслы бурятского костюма

В народном костюме все не так просто. Приметливый глаз
подметит и тайнопись вышивок, и загадку кроя 

Столетиями примерялся костюм, выверялся каждый стежок. В
этом одеянии, как в песне, — и душа народа, и мечта о красивой и обязательно
счастливой доле.

О бурятском костюме,  о том, какие они,  бурятские женщины, рассказывает Чимита
Цыренова. Два года как эта обаятельная женщина переехала из Бурятии.

— Когда переехала, думала, что все национальное размоется,
все забудется. Но что заложено, все остается. Оно требует выхода. Хочется и
песни бурятские послушать, и на своем языке поговорить. Особенно остро стояла
проблема общения на бурятском. Сейчас стало проще, когда появилось землячество.

Бурятское землячество «Тоонто»  появилось совсем недавно. Только в Хабаровске
бурят около тысячи человек, а в Хабаровском крае еще больше – учителей и
врачей, приехавших по программе переселения.

Буряты – народ кочевой, и это все отразилось на костюме.  Он был удобен  в первую очередь для верховой езды. Бурятский мужской зимний костюм называется дэгэл. Есть летнее одеяние. Оно называется тэрлиг.

Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

— К халату пришивали серебряные, коралловые или золотые
пуговицы.  Первую пуговицу — на вороте,
затем на плечах, под мышкой и самую нижнюю — на талии. Каждая пуговица пришивалась
не просто так, каждая имела свое тайное значение.

Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать
(хэшэг буян). Во время молитв и  обрядов
расстёгивали верхнюю пуговицу на вороте, чтобы  не было препятствий для благодати, нисходящей
в тело.  Средние пуговицы — yнэр баянай –
были ответственны за многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние
пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка — хэшэг
буянай. Буряты верили, что от того, как застегивают пуговицы, зависит
долголетие человека.

 —  Мужской халат украшал особый четырехугольный
борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое
значение. Энгэр состоял из цветных полос.

Сначала шла синяя полоса.  Этот цвет (хухэ унгэ) – воплощение Вечного
синего неба (Хухэ мунхэ тэнгри), одного из главных высших сил, олицетворение
неба и воды, он символизирует вечность и бесконечность и является одним из
предпочитаемых цветов в бурятской в одежде.

Вторая полоса — черного цвета. Это символ земли, величия и
могущества.

Третья полоса красная. Это символ огня, жизненной энергии.  Она должна уходить до самого низа халата,
чтобы все плохое сгорало и уходило вниз.

— Получается, что
буряты — это люди, которые стоят крепко на земле, смотрят в небо и всегда
энергичны?

— Да.  Мы же потомки Чингиз-хана.

Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум.

—  Бурятский головной
убор тоже имеет свой тайный смысл. Черный край шапки тоже  символизирует землю, синий цвет — небо.  Например, 
если это шапка мужчины из хоринских бурят, то там будет по количеству
родов  11 швов. Шапка полусферической
формы, наверху — серебряный наконечник. Это символизирует Луну. К наконечнику
привязывают 108 красных нитей. Это лучи солнца. Для бурят это сакральное число.

А теперь об обуви. Носки изогнуты для того, чтобы меньше
топтать землю,  стараться ее не
подковырнуть. Буряты всегда относились к земле с уважением, потому что она
кормила, она поила.

И еще рукава. То место, где они заканчиваются, похоже на
копыта лошадей. Варежек-то раньше не было. Когда было морозно, мужчина опускал
эти «копыта» и руки не мерзли.

Каждый элемент в костюме продуман, ни одной детали нет
лишней. Мужской костюм дополняли два элемента – нож (хутага) и огниво (хэтэ). Народный
костюм был связан с кочевым образом жизни, с буддизмом.

— Ходят ли буряты в
национальных костюмах в жизни?

— В советское время наша национальная одежда была под
запретом. Но тем не менее старики одевались в народное. Конечно, все зависит от
семьи, насколько сохранены традиции. Когда мы были молодыми, мы, конечно, этого
не понимали. А сейчас  все меняется.

— Так ведь красиво!

— Дети до 14-15 лет — мальчики, девочки — все ходили в
длинных рубахах. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке,
а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и,
после того как они отрастали, заплетали в две косы на висках.

В 15-16 лет девушкам надевали на голову особое украшение
«саажа». Это означало, что к ней можно свататься.

После свадьбы женщине заплетали две специальные косы.  В набор одежды для женщин входила рубаха
(самса), штаны (умдэ) и халат. Женский халат, в отличие от мужского,
представлял собой юбку и кофту, сшитые на талии. Застегивался такой халат на
специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние
бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

В женской одежде лиф был прямой до талии, с глубокими
проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие
основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к
локтям они сужались, и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую
тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава
заканчивались обшлагами — туруу.

Женские украшения были более сложными. Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратными, треугольными и круглыми. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.

Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин
как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна
одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому голова женщины должна быть покрыта
шапочкой, а спина – безрукавкой.

— Какой должна быть
бурятская женщина?

— Она должна быть мудрой, немногословной. Это раз.
Во-вторых, она всегда должна себя держать в руках в любых обстоятельствах. И в
то же время женщина должна быть обаятельной и улыбчивой.

— Как вы думаете,
когда были люди более счастливы: при современном укладе или  традиционном?

— Люди, в каком месте или времени ни рождаются, счастливы
по-своему. Ты же не выбираешь, когда рождаешься. Это же карма твоя. Раньше было
строго. Невесту выбирали из другого рода. Даже Чингиз-хану нашли первую жену из
другого рода.  И он женился на ней.

Сегодня есть, конечно, 
когда сватают, и молодые люди 
обмениваются поясами, но молодого человека не принуждают взять в жены
девушку. Сегодня много свободы. Но без родительского благословения нельзя. В
любой культуре родительское благословение играет огромную роль. Есть карма
своя, а есть карма рода, карма народа.

Главное, не делать ничего плохого — ни в действиях, ни в
помыслах.

Юрий Вязанкин