Пусть расцветают сто цветов! И пусть соперничают сто школ — мир прекрасного обязан быть разнообразным и многоликим.
Именно такое впечатление обязательно должно возникнуть у каждого, кто побывает на выставке «Рандеву» художника Игоря Грабовского, что намедни открылась в городском дворце культуры города Хабаровска
На этот раз мне удалось уговорить коллегу Попова (ударение на первом слоге) наконец-то прикоснуться к миру современного искусства. Не все же ему любоваться нивами и девами на полотнах старых мастеров. Пора, брат, пора прикоснуться к иному миру прекрасного и вечного.
Игорь Грабовский относится к художникам, творчество которых невольно привлекает нестандартным отражением на холсте или бумаге впечатлений от окружающего мира. В каждом произведении, этюде, наброске он ищет особые эмоционально-художественные интонации. «Каждый праздник всегда неповторим, потому что он не вчерашний, а свежий», — реплика Игоря имеет отношение и к его восприятию искусства как праздника, неожиданного своими сюрпризами.
Чистое искусство
— Большая часть полотен на этой выставке в первый раз представлена в Хабаровске. Из них только 20 процентов ранее выставлялись, — поясняет Ольга Привалова, директор галереи современного искусства «Метаморфоза» из города Комсомольска-на-Амуре, куратор выставок в Хабаровском крае. — С Хабаровском работаем давно, первая выставка Игоря Грабовского прошла очень камерно в доме творческой интеллигенции чуть ли не в 2010 году. После этого в 2018 году руководство Дальневосточного художественного музея предложило сделать выставку пейзажей Грабовского «Мелодии северного края» — она экспонировалась три недели. И год назад нам предложили сделать выставку на базе музея истории Хабаровска. Мы не отказываемся ни от какой выставочной площадки. Любая дает свое ощущение пространства и картин в пространстве. Они по-разному смотрятся в различной обстановке, в мастерской так, в картинной галерее иначе, — говорит о сотрудничестве куратор вставок в Хабаровском крае.
Спорить ли мне, неофиту, с корифеем выставочного дела? И пошел я бродить от картины к картине, от одной стены к другой. Зал с ровными стенами пастельных тонов, с большим внутренним пространством посередине, которое позволяет любую картину рассмотреть как в вблизи, и так и издали — это просто чудо! Еще к этому добавить бы яркое освещение, которое позволило бы увидеть все штрихи мастера… Увы, обойдя все углы, так и не нашел переключателя, коим можно было бы осветить все стороны таланта Игоря Грабовского.
— Любая живопись должна быть освещена очень хорошо. И при этом художественные полотна — материал благодатный: при разном уровне освещения они смотрятся по-разному. В нашем случае будем исходить из реалий, — поясняет Ольга Привалова.
В последний момент
Этикетки под каждой картиной, с наименованием и годом написания, размещенные на полу (!), меня несколько озадачили. Сколько ни бывал на различных вернисажах, не видел такого метода оповещения зрителей.
Первыми мое недоумение по этому поводу развеяли музейные сотрудники: «На эти стены нам ничего нельзя прикреплять. Решение временно, на скотче приклеить к картинам, комсомольчане сходу отмели ». И это правильно: лепить пояснительные записки на художественные полотна -моветон! Но почему на полу-то?
— Это ноу-хау, которое мне понравилось, выскочило в самый последний момент. Раз нельзя на стены, то решили обойтись и без этикеток — зритель рассматривает картины в ассоциативном плане. Но прошлась раз, другой мимо картин, нашло озарение — разместить этикетки на полу, такого на моей памяти еще нигде не было, - говорит Ольга Привалова.
Решил теорию специалиста по выставочному делу проверить на практике. И точно — сработало! Стоит подойти ближе и глаза сами опускаются. Как говорит коллега Попов, чистой воды физиология — проще кинуть взор вниз, чем задирать голову.
— Пришло время защищать классическое искусство. Я считаю, в каждом городе нашей страны должно быть как можно больше выставочных площадок, где художники могли бы иметь возможность выставляться. Мы даем право зрителю вбирать и смотреть, что он хочет. А он, зритель, со временем, ходя на разные площадки, сам сделает свой выбор. И, возможно, будет расти его уровень. А мастеров с их творениями хватит, они в очередь стоят на показ своих произведений. Тем более, что любой художник хочет расширить свое зрительское пространство, — поясняет Ольга Привалова.
На этом и закончилось мое знакомство с прекрасным миром современной живописи. На душе умиротворение, перед глазами – яркий мир.
Особое мнение
Побывав с восторженным коллегой Паниным (ну любит он мир дивного и интересного, где люди вкалывают душу и хорошо умеют что-то делать) на выставке Игоря Грабовского тоже проникся. Поначалу, правда, не сразу понял, что же художник хотел сказать. Точнее, показать своими полотнами.
Да, я реалист-пессимист и почвенник-государственник, предпочитаю картины иного плана — Шишкин с его природой, Айвазовский с его морской стихией и иже с ними. Мне ближе и милее реалии окружающего мира – лес, поле, рожь, сосны, лица, скалы, море — где не надо угадывать, что же такое художник хотел выразить.
Но через пару дней, по совету специалистов, повторно побывал на этом вернисаже. И поверьте, при дневном свете часть картин, кои прошли мимо моего внимания томным, простите, темным вечером во время открытия выставки, показались во всей красе. Если не хватает искусственного освещения, то солнечный свет из окон способствует более полному восприятию художественных полотен.
Я так думаю, администрации ГДК очень тяжело наладить нормальное освещение зала? Понимаю, в свое время он был приспособлен для иного (заседания, презентации и прочие чиновничьи радости) времяпрепровождения. Но сейчас, когда до десяти раз в год в нем презентуются всевозможные выставки. Неужели тяжело навесить по всему периметру потолка мощные светодиодные светильники? На фоне бюджета города – это копейки. Но… Минимум треть экспозиции в тени. И многое ли увидишь в таком случае?
И еще один вопрос у меня к администрации ГДК: зачем на второй день после открытия выставки убрали таблички?
И в нашей стране, и на бездуховном, понемногу замерзающем и ныне отчаянно оттягивающем свой неизбежный конец западе никогда, слышите вы, никогда, ни одно полотно, ни одно изделие, в том числе абстракционистов, выставлявшееся в залах и галереях, не избежало пояснительной надписи.
Зайдите в любой из Хабаровских музеев или выставочных залов — везде выставляемые артефакты, художественные изделия и прочие картины ОБЯЗАТЕЛЬНО подписаны. И это правильно – художник имеет право не только на самовыражение, но и на понимание.
Верните наименования картин, оставьте их на обозрение публике. А то у нас получается выставка неизвестных полотен достаточно известного автора? От маленьких — 3х8 см — кусочков бумаги, временно пришпандоренных не нашей сильно клейкой и высоко духовной синей изолентой, но их слабеньким бездуховным и двойным (!) скотчем, никому плохо не будет. Такая «буржуинская зараза» легко с нашего прекрасного паркета смывается обычным водным раствором.
Верните этикетки на место, это самое малое, что можно сделать здесь и сейчас. В отличие от дорогостоящей и длительной операции по модернизации освещения зала. Ведь в музей истории города Хабаровска ходят и дети. Благодаря заботе правительств на это полезное времяпровождение них появились деньги — Пушкинская карта «рулит».
Когда какой-то чиновник решает, что и как делать во время проведения авторской выставки….Тут нет слов, тут только эмоции! Так что вслед за руководством соседней и почт что братской страны готов повторить бессмертное: «Пусть расцветают сто цветов, пусть посоперничают сто школ»!
Виктор Панин в компании с Эдуардом Поповым. Фото авторов
Выставка «Рандеву» — без малого 50 живописных работ, художника Игоря Грабовского открыта для посещения до 10 декабря 2022 года по адресу г. Хабаровск, ул. Ленина, 85, музей истории города Хабаровска. Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00; касса работает с 10:00 до 17:00. Четвертая пятница месяца — с 10:00 до 21:00, выходной — понедельник. Справки по тел.: +7 (4212) 460-958. Билеты онлайн можно приобрести на сайте музея museumkhv.ru и на сайте Культура.рф. Доступна оплата Пушкинской картой и простой банковской картой. Подробности на сайте музея — http://museumkhv.ru.
Игорь Грабовский родился 9 октября 1958 года в Хабаровск. В 1983 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского пединститута. Преподаватели: Е.М. Фентисов, Д.А. Романюк. А.В. Макашин. Член Союза художников России с 1998 года, отделение живописи. Член международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП ЮНЕСКО. С 1995 года живет и работает в Комсомольске-на-Амуре. С 2001 года — соорганизатор художественной галереи «Метаморфоза» с целью просветительства в сфере изобразительного искусства на Дальнем Востоке. Постоянный участник российских, зарубежных выставок. Работы находятся в фондах музеев Дальнего Востока: Дальневосточный художественный музей, Хабаровск; музейно- выставочный центр, Находка; музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре. Зарубежные коллекции: Академия музыки (г. Базель). Музейные коллекции Китая: г. Цзямусы, Харбин, Далянь, Хейхе.