У первого на территории бывшего Советского Союза театра оперетты большой праздник
Санкт-Петербург — это Мариинский театр, это балет и опера, Москва — Малый театр и МХАТ, Хабаровск — Музыкальный театр, первый на территории бывшего СССР профессиональный театр оперетты.
Именно со столицы Хабаровского края началась история этого легкого и блистательного театрального жанра.
Первый дальневосточный трудовой коллектив артистов комической оперы, впоследствии Хабаровский театр музыкальной комедии, ныне Хабаровский академический музыкальный театр, открыл 14 октября 1926 года свой первый театральный сезон знаменитой «Сильвой».
95 лет исполнилось не только самому большому театру на Дальнем Востоке, но и жанру оперетты. Это первый государственный театр Советского Союза. Это потом появились московская, одесская, ленинградская оперетты.
И снова, как и пять лет назад, мягко говоря, федеральная власть забыла о юбилее. До Бога высоко, до Москвы далеко, работает поговорка?
Хотя в этот раз с юбилеем театр поздравил Александр Калягин, председатель Российского союза театральных деятелей:
— Ваша история богата яркими событиями, успешными спектаклями, громкими именами. Сегодня ее пишет новое поколение замечательно талантливых артистов, которые открывают новое, успешно двигаются вперед, сохраняя театр живым и интересным.
А может, это и не столь важно, что не было присуждения званий заслуженных и народных России? Может, это и не столь необходимо подчеркивать, что оперетта актуальна, и здорово, что есть островки, где хранят как зеницу ока этот дух легкомыслия и вечного праздника?
Между тем, хоть и на местном уровне, но театру присвоено звание «академический». Соответствующее распоряжение подписал Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края.
— Хабаровский музыкальный театр – это гордость нашего региона, — сказал Юрий Ермошкин, министр культуры Хабаровского края. -Губернатор подписал распоряжение о присвоении престижного звания «академический», которое дают старейшим, крупнейшим и сильнейшим театрам. Это свидетельство заслуг и признания.
Собственно говоря, хабаровчане и без высоких наград любят этот театр, любовно по-старому называя Музкомедией, ходят на спектакли, радуются успехам и прощают неудачи. А у кого их не бывает, неудач?!
Несгибаемый
В самые трудные годы — во время войны театр не прекращал представлять спектакли, собирающие аншлаги. Может быть, именно тогда особо был востребован этот легкий жанр, эти сказки про взрослых с перьями и бриллиантами, пусть и не настоящими?
Хабаровчане даже во время войны покупали билеты на любимые спектакли, а артисты часть денег от своих, кстати, небольших зарплат жертвовали на будущую Победу. На эти средства построили целую эскадрилью, а один самолет так и назвали «Хабаровские артисты».
Когда началась война с Японией, театр был на передовой — давал спектакли на фронте бойцам, участвовавшим в Маньчжурской операции.
После войны, в 1946 году, Хабаровская музкомедия одной из первых из советских театров побывала на гастролях в Китайской Народной Республике. И, конечно, китайцы не могли устоять перед хабаровскими талантами.
В 1976 году в Хабаровске построили специальное здание для любимого театра. Кстати, до сих пор это единственный театральный дом, специально предназначенный для этого вида искусства.
Первое представление в новом здании Музкомедии артисты дали, когда еще пол на сцене был не весь доделан, шестой этаж не был достроен.
— Мы, артисты, на себе притащили пианино из старого здания театра, с улицы Шевченко. Сегодня там концертный зал краевой филармонии. Набросали досок, водрузили туда пианино и для строителей дали первый концерт. Еще шла стройка, а мы уже работали. Мы кидали мелочь в оркестровую яму, сколько у кого было! Примета такая. Конечно, здание намоленное! Кстати, Алексей Черный, первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС, начинал рабочий день в 8 утра с инспектирования строительства здания театра, раздавал «всем сестрам по серьгам». И они строили, — вспоминал Игорь Желтоухов, народный артист РСФСР, любимец хабаровской публики. Незадолго до смерти он был награжден национальной премией «Золотая маска» за вклад в развитие театрального искусства. «Масок» у Музыкального театра четыре, и это пока рекордное количество престижнейших федеральных наград в Дальневосточном федеральном округе.
…Это было в 70-х. Тогдашнего художественного руководителя театра пригласили в другой город руководить театром, и он сманил чуть ли не половину труппы за собой. Музкомедия выстояла, выдержала. Конечно, было сложно. Порой невыносимо сложно. Но, по всей вероятности, в этом театре есть нечто, что помогает достойно переносить сложные времена и хранит особый дух. Эгрегор, призрак, если хотите. Если не призрак оперы, то точно оперетты.
Закулисье
Перед гала-концертом в коридорах театра было торжественно спокойно. На стенах — картины. Уютно. Чувствуется хозяйская рука. Основные страсти-то в гримерках, где артисты готовились к гала-концерту «По страницам любимых оперетт», посвященному 95-летию театра. В этой суете была некая трепетная детскость, наивность, если хотите, схожая с ожиданием Деда Мороза, у которого обязательно должны быть в мешке подарки. И еще была беззащитность, тоже какая-то детская. Даже хотелось крикнуть: «Ну, вам ли волноваться!»
Этот театр разный — и хороший, и плохой, но всегда искренний.
— Это удовольствие. Я прихожу в театр за удовольствием, — рассказал Денис Желтоухов, заслуженный артист России. — Я отчетливо понимаю, что за удовольствие нужно платить здоровьем. Я вырос в театральной семье и видел, как батя работает. Я всегда понимал, что это тяжелый труд. Я это знал с детства. Я получаю от театра удовольствие. Это своего рода добровольное садо-мазо.
— Каким был первый спектакль, который увидел в Музкомедии?
— Спектакль назывался «Похищение луковицы». Это было очень давно, году в 79-80-м. Мне было лет пять тогда. Его я практически не помню. Хорошо помню спектакль Юлия Гриншпуна «Свадьба в Малиновке» — тот, старый. С точки зрения спорта, мы — футбольная команда. Конечно, хотелось бы еще что-нибудь сделать полезного для команды, для театра.
Скоро у примадонны театра народной артистки России, лауреата национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За лучшую женскую роль» Татьяны Маслаковой юбилейный бенефис. У нее удивительный и довольно редкий женский дар – влюблять в себя. Редкой породы актриса, редкого таланта:
— Надеюсь, что все удастся.
— Какой он, Музыкальный театр, изнутри?
— Он разный. Возьми и все расскажи! Театр — не просто здание, это люди. По-всякому бывает.
— Мне кажется, что в вашем театре живет призрачно доброе чудовище!
— Я когда-то его назвала призраком оперетты. Он ко мне благосклонен.
Грациозна и чувственна Юлия Лакомая, словно и не сегодняшняя, а вышедшая из того времени, когда оперетта была королевой, а если кино и было, то беззвучным. Ни в коей мере не старомодна, это то, что на все времена.
— Это — моя любимая работа. Когда училась в училище, уже тогда говорила, что буду работать в театре, других вариантов у меня не было. Этот театр и любимый, и порой ненавидимый. Кто-то что-то сказал не так, кто-то посмотрел не туда, кто-то надежд не оправдал. Все как в жизни!
— Какие роли любимые?
— «Чайка», «Медведь». Скоро бенефис будет у Татьяны Маслаковой. Надеюсь, что и в этом спектакле роль будет любимой.
— Какой был первый спектакль?
— Я играла фею в «Золушке». А для взрослых — «Сильва». Я играла Стасю. Это не было так, что раз! — и на сцену. Я до этого пела в хоре, была в массовках. Дикого страха у меня не было. Себя целую ночь настраивала не волноваться. Меня спрашивали артисты: «Волнуешься?» Я резко отвечала: «Нет!» Вышла на сцену собранная, ничего не трепыхалось.
Буквально через несколько минут на сцену, а Юлия Лакомая вся — как натянутая струна, как кошечка пред прыжком. Ну-ну, «не волновалась»…
Звезда мюзикла «Голубая камея» граф Орлов, он же артист Алексей Виноградов, был уже готов к выходу — в парике, камзоле, треуголке. Хоть сейчас в объятия к Екатерине Великой.
— Я работаю вместе с супругой в театре уже второй год. В несколько спектаклей нас уже ввели. Помимо мюзикла в спектакли «Аристократы поневоле», «Кот в сапогах», также буду принимать участие в постановках, которые планируется ставить. Я вокалист и пробую себя на актерском поприще впервые. Этот театр для меня прежде всего место роста. Театр — это захватывающе! Актеры, которые здесь работают, это гиганты.
Любимец публики Никита Туранов в театре уже девятый сезон. Любимец — это мягко сказано! Раньше бы назвали его кумиром, особенно для женской части аудитории.
— Если поначалу я был самым молодым артистом, сейчас уже из этого ранга вышел. Теперь я просто один из молодых. Каждый раз нужно доказывать свою профессиональную пригодность, нужно искать что-то новое. Такая профессия! У нас невозможно почивать на лаврах.
— Какой этот театр?
— Он очень непростой. Здесь всегда важно быть в тонусе, словно ты в боевом строю. Ты не можешь потерять голос, потому что тебе нужно постоянно петь. Ты не можешь захромать, потому что тебе нужно всегда танцевать. Ты всегда пытаешься стремиться ко всему лучшему, потому что ты не имеешь права быть, например, хуже, чем артисты балета. Театр такой: нужно всегда быть в форме и держать ухо востро.
Театр наш семейный. В нашем театре сохраняются лучшие традиции оперетты.
Представление
Это было предельное по искренности событие. После каждого номера, а праздничное представление состояло из эпизодов знаковых оперетт и мюзиклов, хабаровчане изо всех сил хлопали в ладоши, кричали «Браво!» В этом калейдоскопе любимых арий и танцевальных номеров приняла участие практически вся труппа любимого горожанами театра, более 200 человек.
А когда во время канкана вышла на сцену заслуженная артистка России и народная артистка Хабаровского края Зося Макашина, зал впал в неистовство. Она удивительная, редкого дара актриса, много лет игравшая Сильву в одноименной оперетте. Это знаковое произведение Имре Кальмана, на котором выросло не одно поколение хабаровчан.
На представлении вспомнили и звезд театра, ныне ушедших, — великолепных Игоря Желтоухова, Зелю Гримм-Кислицыну, Владлена Павленко, Валерия Хозяйчева, режиссера Юлия Гриншпуна, которых до сих пор помнят и любят хабаровчане.
«Стоит посмотреть хоть один спектакль Хабаровского музыкального театра, сразу испытываешь не только чувство эстетического удовольствия, но и желание познакомиться с другими постановками», — так писали о театре несколько лет назад. Это актуально и сегодня, это будет и в будущем!
Хабаровский музыкальный театр, теперь уже академический, 95 лет дарил, дарит и будет дарить и верным, постоянным зрителям, и людям, случайно пришедшим, и тем, кто специально приехал, лучезарную радость «легкого жанра». Человеку нужна радость, путь даже немного бутафорская, немного детская в своей простоте! Без этого можно задохнуться от бесконечной угрюмой суеты невероятно взрослой и серьезной жизни. Главная традиция Музыкального театра — нарушать традиции, как это делал Юлий Гриншпун, находиться в вечном поиске, экспериментировать. А это значит, что «бронза» невозможна в этом театре, значит, театр не устареет, значит, он будет жить долго!
Миллион аплодисментов, любимый театр! Новых аншлаговых премьер! Новых звезд!
Юрий Вязанкин
Дальневосточная государственная научная библиотека присоединилась к празднованию юбилея и подготовила выставку, посвященную 95-летию театра.
«Каждый сезон театр радует дальневосточного зрителя новыми постановками и гастролями ведущих российских театральных коллективов.
Событием в театральной жизни края стал триумф театра в 2008 году — победа в престижном национальном театральном фестивале «Золотая маска» за спектакль «Самолет Вани Чонкина». В 2011 году театр удостоился «Маски» за спектакль «Два бойца», — напомнили в библиотеке.
Представленные на выставке книги, фотоальбомы, публикации в сборниках рассказывают об истории становления театра. Книга «Подари людям радость», изданная в 1976 году к 50-летию музыкального театра, давно стала библиографической редкостью. Особое место на выставке принадлежит книге «И в сердце остался след…», которая была издана в 2016 году к 90-летию театра. Её автор, руководитель литературного отдела театра Тамара Бабурова, представляет историю, которая сложилась из архивных и внутренних театральных документов, программок, афиш, рецензий на спектакли, рассказов и воспоминаний режиссеров, актеров, музыкантов, художников.
Выдающиеся люди
В течение многих лет в Хабаровском театре музыкальной комедии художественным руководителем работал режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ю.И. Гриншпун.
С 1941 по 1951 годы и с 1962 по 1977 годы главным дирижером был Игорь Ипатов. Он осуществил постановку 150 спектаклей, написав более 50 песен и балетных номеров. Произведения Ипатова в жанре песенной оперетты издавались музыкальными издательствами Москвы и Ленинграда. Игорь Ипатов написал музыку к опереттам: «Цветет черемуха», «Мирандолина», «Девушка из Барселоны», «Марги», «А счастье рядом», «Все для тебя», «Сокровище Бразилии», «Четвертый поросенок». Автор оратории «Отечественная война» (для хора, солистов и оркестра), лирического фортепианного трио; «Тихоокеанской сюиты» (для смешанного хора); песен и музыки к пьесе Вс. Вишневского «Раскинулось море широко».
С 1971 по 1973 годы главным режиссером театра был В.Б. Григорьев, впоследствии ставший заслуженным деятелем искусств Казахской АССР.
В театре работали народные и заслуженные артисты России: Н. Валин, М. Веризов, Н. Войнаровская-Симонова, И. Войнаровский, А. Горич, О. Грабовская, А. Беда, А. Грибкова, В. Гримм, З. Гримм-Кислицина, Г. Доре, Г. Епифанова, И. Ипатов, Л. Ицков, Д. Митин, Н. Молчанов, С. Моргулис, Н. Нальский, В. Павленко, Д. Пекарский, Б. Растинин, Н. Рекова, В. Соловых, Н. Урванцев, Н. Энбе, Н. Ревинская; режиссеры: И. Борисов, Л. Квинихидзе.